Можно ли «сюсюкать» с малышом? Сюсюканье: искренняя любовь или глобальная проблема взрослых? Сюсюканье с ребенком.

Собственное сюсюкание помогает ребенку использовать больше слов, чем он может произнести. Речевой аппарат полуторагодовалого ребенка недоразвит – и гортань, и челюсти не такие, как у взрослого. Малышу легче сказать «му-му» и «ав-ав»,чем «корова» и «собака». И исторически сложилось, что этому детскому «суржику» ребенка учат женщины. Важно только наряду с упрощенным аналогом слова проговаривать полную «версию». Например, «кар-кар прилетели, птички», «мы поедем на би-би, на машине».

Миф и правда о сюсюканье

Существует миф, что ребенку легче понять взрослую речь, если с ним будут лепетать. Представьте, что вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Разве проще будет объясниться на чужом языке, если его станут еще и коверкать? Поэтому не стоит каждое слово, обращенное к малышу, искажать, как будто это у вас вдруг стала короче нижняя челюсть и пропала половина зубов.

Если постоянно заменять русскую речь шепеляво-картавыми словами, есть риск, что у ребенка разовьются речевые проблемы. В возрасте до трех лет малыш усваивает родную речь и любой другой человеческий язык. После трех, как знают логопеды и физиологи, исправлять ошибки и корректировать дефекты будет уже сложно и долго.

До какого возраста позволительно сюсюкать с ребенком? Радикально настроенные мамы отвечают: пока ребенок не скажет: «Мать, ну перед людьми же стыдно!» В целом советчиком маме может стать только реакция ребенка и здравый смысл. Малыш сам отбрасывает «мяу-мяу» и «жу-жу», когда готов к этому. К трем годам дети знают и употребляют до пяти тысяч слов, умеют применять наречия и причастия, и, конечно же, мамин лепет к этому времени уместен только в играх.



Статьи по теме: Дети

Освоить премудрость написания слов ему тем более нелегко. В последнее время детей, у которых есть проблемы с речью, становится все больше. Учителя младших классов жалуются, что даже в 6-7 лет школьники плохо говорят.

Практикум

Без занятий с логопедом поставить правильную речь даже у дошкольника крайне сложно. Но все же родители могут помочь в этом своим детям. Всем без исключения будет полезна артикуляционная гимнастика, а чтобы выполнять ее было не скучно, можно сопровождать упражнения рассказом сказки о том, как жил-был на свете язычок.

Чтение сказки сопровождайте показом, лучше всего делать упражнения вместе с ребенком перед зеркалом. Перегружать малыша не нужно, вполне достаточно 5 минут в день, здесь важна регулярность выполнений.

В целях развития речевого дыхания, артикуляции и особенно способности управлять своими органами артикуляции просите ребенка надуть щеки (парус), дотянуться языком до носа, надувать мыльные пузыри, показывать, как кошка пьет молоко, и т. д.

А ведь в норме ребенок к 4,5-5 годам должен уметь четко произносить все звуки, использовать в своей речи сложные предложения (до 10 и более слов), многосложные слова. В этом возрасте малыш уже в состоянии без труда пересказать сказку, составить рассказ по картинке, рассказать что-то из собственного опыта. Словарный запас ребенка должен составлять от 4 до 5 тысяч слов. На пятом году жизни малыш способен узнавать тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Увы, данная норма далека от реальности. У пришедших в первый класс детей нередко возникают : у одних наблюдается задержка в их усвоении, у других - неправильное их формирование. Более того, словарный запас некоторых первоклашек ограничен. Может быть нарушена слоговая структура слова: ребенок пропускает слоги или переставляет их, заменяя на более простые в плане произношения («мидол» - «помидор», «тибот» - «бутер-брод»).

Многие неправильно используют в речи или пропускают предлоги, неправильно согласовывают слова между собой. «Мы ходили магазин мамой», «Я еду на машиной», «Мальчик бежит на собаком» - изъясняющийся таким образом младшеклассник едва ли будет хорошо отвечать у доски.

Некоторые дети даже в 6-7 лет затрудняются составить рассказ по картинке, по серии сюжетных картин. Они просто перечисляют изображенные на картинке предметы. Могут иметь место и нарушения темпа речи. Он бывает как патологически убыстрен, когда ребенок слишком торопится, «проглатывая», не договаривая окончания слов, так и замедлен.

У истоков проблемы

Существует мнение, что современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники конца XIX - начала XX века. Специалисты объясняют это тем, что наша среда обитания слишком зашумлена.

Радио, телефонные разговоры, телевидение, шум на улице и в транспорте мешают ребенку воспринимать голос матери, не дают вычленить из общего шума звуки речи и слова. К тому же современные дети часто испытывают со своими родителями. Все это может стать причиной проблем с речью и неуспеваемости в школе.

Привести к речевым нарушениям могут и физиологические причины. Например, неблагоприятные воздействия во время внутриутробного периода развития, особенно на 3-4-м месяце беременности, осложненное протекание родов, неблагоприятная наследственность, травмы головы в детстве.

Обратить внимание стоит и на анатомию речевых органов. Неправильный прикус или особенности в строении неба могут отрицательно сказываться на произношении звуков.

Стать причиной проблем может и нарушение слуховой дифференциации (различения) звуков. В этом случае ребенок слышит хорошо, но некоторые акустически близкие звуки (парные «к» и «г», «с» и «з» и т. п.) кажутся ему одинаковыми, и он произносит «супы» вместо «зубы», «гом» вместо «ком».

Следите за своей речью!

Еще одна причина нарушения развития речи у ребенка - неблагоприятное социальное воздействие. Если взрослые в семье не следят за своей речью и невнимательно, безразлично относятся к произношению малыша, это отрицательно сказывается на формировании всей речи в целом.

Иногда мама с папой, подлаживаясь под детскую речь, долгое время . Это задерживает развитие у него правильного произношения. Подражание детской речи не только не стимулирует ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляет несовершенную детскую речь.

Рассказываем Упражнение
Жил язычок в своем домике-ротике. Домик то открывался, то закрывался Открыть-закрыть рот
Надоело язычку в домике сидеть, решил он на улицу выглянуть Показать язык
Посмотрел вверх, светит ли солнышко Положить язык на верхнюю губу
Посмотрел вниз, нет ли луж Положить на нижнюю губу
И решил погулять, идет, по белым зубкам скачет и поет: «Ля-ля-ля-ля-ля-ля» Рот открыт, язык «танцует» за верхними зубами, затем пропеть
Тут смотрит, стоит некрашеный забор, решил он его покрасить Язык двигается вперед-назад по небу раз 15
Так прошло много времени, настала ночь Сделать «часики»: язык двигается вправо‑влево раз 10-15
Хорошо, мимо лошадка шла, она и довезла язычок до дома. Язычок закрыл ротик-домик и лег спать Поцокать языком и закончить гимнастику

Действительно, детский инфантилизм - это какая-то тавтология, «масло масляное». И, тем не менее, малыши тоже могут быть инфантильными. И именно из таких крох обычно вырастают не умеющие и не желающие взрослеть мужчины и женщины. Почему же, глядя на поведение некоторых детей, можно подумать, что они намного младше своих сверстников?

Тот, чье поведение не соответствует его возрасту. Например, ваш малыш капризничает и плачет в таких ситуациях, в каких это делают годовалые карапузы, а не дети его, скажем, 6-летнего возраста. Ребенок сюсюкает, хотя уже прекрасно умеет говорить, боится отпускать маму, проводившую его в садик, в то время как другие детки прощаются с мамами совершенно спокойно. А может, ваш кроха еще не приобрел навыки, которые ему полагалось к его возрасту освоить: есть ложкой, завязывать шнурки, чистить зубки, самостоятельно одеваться и раздеваться? Или он привязан к историям для маленьких и не хочет читать , смотреть мультфильмы, предназначенные для более старших ребятишек? Все эти особенности можно считать инфантильным поведением. Если ваш доктор утверждает, что малыш развивается нормально, попробуйте посетить детского психолога. Он поможет понять, почему ребенок поступает именно так, и скорректировать его поведение. Потому что, не обратив на это внимания вовремя, вы рискуете вырастить того самого инфантильного взрослого, который будет постоянно создавать проблемы и своим близким, и самому себе. Правда, иногда требовательные родители упрекают своих малышей в инфантильности совершенно напрасно. Это случается, когда скорость развития ребенка не совпадает с родительскими ожиданиями. Мамы и папы часто торопят события. Им хочется, чтобы малыш не только не отставал от других детей, но и опережал их. «Ах, у Петровых уже ходит?!», «Ты подумай, у Сидоровых уже читает!» - говорят паникующие родители, как будто их ребенок бежит стометровку и вот-вот сойдет с дистанции. Недовольство взрослых режимом (у каждого малыша он свой, и не всегда медленнее означает - хуже) развития своего ребенка еще не говорит об инфантильности крохи, хотя и может ее спровоцировать.

Нередко родители воспринимают как инфантилизм такое поведение ребенка, которое на самом деле является очередным этапом его развития - шагом вперед. Так, у 5-летних детишек могут появляться страхи, которых раньше не было: малыши начинают бояться темноты, преступников, того, что с папой или мамой что-то случится, не переносят крови и плачут из-за ссадины, хотя до этого любые ушибы переносили спокойно.

Взрослые удивляются и корят ребенка: «Маленький был - ничего не боялся, а тут - на тебе!» На самом деле 5 лет - возраст, когда малыш начинает осознавать, что в жизни существует много реальных опасностей, которые угрожают людям, например смерть. Не важно, что вы не говорили с крохой на такие темы. Он мог услышать что-то от старших детей, сделать выводы из разговоров воспитателей во время тихого часа, которые в этот момент - считается, что дети спят, - не стесняются в выборе темы. И, если ваш 5-летний герой вдруг стал бояться входить в темную комнату, не волнуйтесь: он ведет себя не как маленький, а как большой. Позднее, если вы не будете подкреплять появившиеся , он получит жизненный опыт и узнает, что в темной комнате не таятся монстры, что ссадины появляются и заживают и ничего страшного от этого не происходит.

Если какие-то поступки, поведение ребенка кажутся вам инфантильными, понаблюдайте за ним: проявляется это всегда или только в определенных ситуациях? Какие именно моменты провоцируют «не взрослое» поведение: кроха чувствует себя обиженным, рядом младшая сестренка, малыша просят убрать игрушки, другие дети не берут его в игру? Такое наблюдение поможет вам определить причину инфантильного поведения малыша.

  • Родители хотят, чтобы их кроха поскорее вырос, он сопротивляется этому желанию. Ребенка вечно торопят, учат тому, что он еще не в состоянии запомнить и чему не готов научиться, в ситуациях, когда малыш еще нуждается в помощи. Тогда кроха всем своим поведением начинает сообщать родителям, что он «еще маленький». К тому же, если перед малышом ставятся непосильные задачи, он привыкает к неудачам и перестает справляться даже с элементарными заданиями.
  • В семье есть младший ребенок, на котором сосредоточена большая часть внимания взрослых, и старшенький подражает новорожденному, чтобы перетянуть внимание на себя.
  • Мама хочет, чтобы в доме появился новорожденный, а второго ребенка нет, и она обращается с уже достаточно большим мальчиком (или девочкой), как с малышом. Ребенок ведет себя, как малыш, потому что нравиться маме - один из основных инстинктов у детей.
  • Кроху чрезмерно опекают, не поручают ему никаких дел по дому, не доверяют. Такой малыш тоже может вести себя инфантильно.
  • Ребенок, которому не хватает внимания работающей мамы, может иногда «поиграть в малыша».
  • Любой ребенок может впасть в младенчество, когда чувствует себя обиженным и когда ему нужна помощь взрослых.

Чтобы у ребенка отпала необходимость вести себя, как малыш, постарайтесь сами держаться с ним соответственно его возрасту и ритму развития. Не требуйте от крохи больше, чем он может сделать, выучить, понять. Но не стоит и подавлять его инициативу, когда вам кажется, что брать в руки веник, самому надевать ботинки, строить скворечник или учить буквы ему еще рано.

Если кроха отказывается чему-то учиться, боится, что у него не получится, обыграйте дело так, чтобы ему казалось, что вы ему лишь помогли, а на самом деле он сделал это сам. Например, скажите, что вы поможете ему надеть штанишки, но его ручками, и подержите его руки в своих, пока он одевается, а потом объясните ему, что на самом деле он отлично справился сам. Если проблема связана с младшим братиком или сестричкой, постарайтесь, чтобы ваш старший ребенок имел возможность проявить заботу о новорожденном, играть с ним, выполнять маленькие поручения, связанные с появлением в доме нового человечка. Многие мамы совершают большую ошибку, не подпуская старшего ребенка к малышу из соображений безопасности. Максимум, что он имеет право сделать для младенца, - принести для него одежду из шкафа или бутылочку с водичкой из кухни.

Еще он может смотреть, как малыш лежит в кроватке, иногда ему дают подержаться за ручку коляски, которую везет мама.

Это неправильно и потому, что еще неизвестно, кого старший больше ревнует: маму к малышу или малыша к маме. Обычно 3-5-летний ребенок ревнует к тем близким отношениям, которые возникли у мамы и младенца и в которых он не участвует. Когда в семье появляется новорожденный, первенцу, как и всем остальным, хочется брать его на ручки, трогать, одевать, кормить и о нем заботиться. Не бойтесь дать старшему подержать малыша. Ведь можно сделать это осторожно, когда старший ребенок сидит на диване. Объясните, как нужно правильно держать грудничка, и сядьте рядом для безопасности. Когда вы собираетесь на прогулку, старший может надеть крохе носочки или варежки. Бутылочку с водой он может не просто принести, но и напоить из нее малыша в вашем присутствии и под вашим наблюдением. Это даст ему ощущение полезного и необходимого в вашем трио человека, и ему не понадобится подражать новорожденному, чтобы вернуть себе любовь родителей. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок получал достаточно внимания. Если вы не можете проводить с ним много времени, пусть недостаток общения восполнят любящая бабушка или няня. В любом случае это должен быть человек, не относящийся равнодушно к просьбам малыша поиграть с ним, не отказывающий в помощи.

Причины инфантилизма у детей

Согласно толковому словарю русского языка Ушакова, «инфантильный» (от латин. infantilis - «детский») - значит «детски-недоразвитый, свойственный младенческому возрасту». Есть и медицинское толкование инфантилизма как физической и психической недоразвитости организма вследствие недостаточной деятельности щитовидной железы. Итак, для начала исключите проблемы со здоровьем. Все системы организма малыша работают отлично, дефицита йода и других жизненно важных витаминов и микроэлементов не наблюдается? Тогда инфантильное поведение ребенка означает, что:

  • либо он не обучился приемам поведения взрослого (ну, например, ему не показали, как завязывать шнурки, хотя пора бы, или его не научили справляться с собственным плохим настроением, и он плачет, вместо того чтобы внятно объяснить, чего именно он хочет);
  • либо его поведение поощряется взрослыми (например, когда он разговаривает с родителями по-взрослому - они не обращают на него внимания, а когда проявляет инфантилизм (капризничает, топает ногами, ноет, катается по полу) - мама или папа сразу приходят к нему на помощь;
  • либо его склад характера, темперамент изначально предполагают большую сентиментальность, плаксивость (в этом случае ругать малыша и перевоспитывать неправильно, потому что эти качества могут быть частью его художественной одаренности: ведь творческие люди, как правило, более подвержены перепадам настроения).

Главное, о чем стоит помнить родителям, - оценка инфантильности у ребенка в проявлениях очень субъективна. Кому-то кажется, что в данной ситуации нужно вести себя по-взрослому, кому-то – что ребенок, скажем, испугавшись чужого дяди, поступил правильно. Ваш самый лучший и любимый на свете кроха имеет право на то, чтобы иногда выглядеть младше своих лет.

Они - наши милые, нежные и самые любимые.. Глядя в наивные и самые доверчивые глазки своих малышей, мы хотим казаться им доступнее, понятнее и ближе. И в этой точке общения наступает место самой распространённой ошибке взрослого.

Так почему же нельзя сюсюкаться с ребёнком, шепелявя, картавя или коверкая слова и звуки?

Ничего сверх научного в этом вопросе нет. Помните одну главную истину: ребёнок всё понимает, всё слышит и хочет также быть понятым взрослым. Дураков среди детей ровно столько же, сколько и среди взрослых. Не стоит опрометчиво думать, что ваши сюсюканья с малышом станут приятнее или понятнее. Разговаривайте всегда и везде с вашим малышом нормальным вашим привычным голосом. Стоит ли тут упоминать о последствиях такой распространённой ошибки? Ведь все наши коверканья очень быстро и легко передаются ребёнку. Он как губка впитывает всё, что слышит извне.

Таким образом, речь малыша может существенно отставать в развитии и быть достаточно долго непонятной и неразборчивой. Последствия таких сюсюканий придётся устранять уже у логопеда.

Вторая очень распространенная логопедическая проблема молодых мам и бабушек – это насыщение словарного запаса ребенка несуществующими в родном языке словами типа «би-би», «ням-ням», «пи-пи» и т.п. Если описанное выше объяснение вас не убедило в том, что ребенок достоин нормального общения и не нуждается в упрощении, подумайте хотя бы о том, что, запомнив эти слова, ребенок когда-то должен будет с неизбежностью обучиться новым - настоящим.

Понимаю, что такое серьёзное заявление, как отказ от «пи-пи» и «ням-ням» , может вызвать ряд вопросов от молодых родителей. Но всё же настоятельно рекомендую обратить внимание на эту проблему и прислушаться к совету. Вдумайтесь, ребенок, зная, как звучит слово правильно, но, не имея возможности произнести его самому, будет стремиться произнести слово так, как оно могло бы звучать из детских уст и максимально напоминало изначальную форму. Само собой, что такие слова будут не намного понятнее тех же «би-би» или «ав-ав» , но это будет шагом на пути к правильному произношению, а не промежуточным словом-символом, от которого позднее всё равно необходимо будет отказаться. Кроме того, символичные слова – заменители от родителей чаще всего не склоняются. Это затрудняет восприятие ребёнка грамматической стороны произношения . Применяя обычную речь без сюсюканий и заменителей слов, мы тем самым приучаем малыша к сложному восприятию языка с учётом грамматических и фонетических звучаний.

Дети - это наше всё! Это наше будущее и наше настоящее. И как бы ни хотелось выразить своим заискивающим сюсюканьем максимальную любовь к малышу, пожалуйста, помните, что это вполне понимающие почти самостоятельные и взрослые люди. Относитесь к ним как к равным!



error: Контент защищен !!