Развивающие игры для детей четвертого месяца жизни. Четвертый месяц — развивающие игры для малыша Чем увлечь ребенка в 4 месяца

Продолжаем нашу добрую пятничную традицию. На прошлой неделе мы с вами остановились на , а на этой - поговорим про развивающие игры для малыша в четыре месяца жизни .

Ваш малыш потихоньку растет и играть с ним становится все интересней и веселей. Вы уже получаете эмоциональный отклик крохи от общения с вами, видите его улыбку, заинтересованный взгляд, слышите звуки смеха. Маленький человечек готов многому учиться у вас , он жадно впитывает все, что исходит от вас: нежность, любовь, ласку и быстрее стремится освоить новые навыки .

Ваш малыш на четвертом месяце жизни нуждается в правильной организации распорядка дня, игр . Поэтому, предлагая ту или иную развивающую игру, старайтесь одновременно занять его время бодрствования, чтобы он не скучал, но и не переборщите с количеством занятий во избежании перегрузки и капризов. Если ребенок играет один (увлечен игрушкой, ручками, ножками), не мешайте ему, но будьте готовы предложить другую игру, когда он закончит предыдущую.

Четырехмесячный малыш игрушку воспринимает по принципу «с глаз долой — с сердца вон», т.е. если предмет исчезает с поля зрения — значит его вообще нет и не предпринимает поиски. Эта особенность сохраняется до семимесячного возраста . В подобных играх, когда предмет «прячется», сделайте так, чтобы он чуть-чуть «выглядывал» из накрытой пеленки — ваш малыш потянется посмотреть, что это там спряталось

Продолжаем развитие ручек , стимулируя их на хватание неудобных предметов (фигурки животных, маленькие мячики, кубики и т.д) — так мы готовим их к следующему возрастному этапу — пяти месяцам , когда кроха начнет перекладывать предметы с одной руки в другую .

Старайтесь обязательно проговаривать все действия , объясняйте малышу текущую ситуацию как в играх, так и в повседневной жизни: «Это ма-ши-на. Би-и — би-и!» «Идем ку-ушать!» «Па-па пришел!» Пусть ваши слова будут четкими и односложными, избегайте витиеватых предложений.

Перейдем к нашим играм!

Мое второе «Я»

Познакомьте кроху с собственным отражением в зеркале. Возьмите его спинкой к себе и подойдите к большому зеркалу, в котором малыш увидит всего себя и скажите: «Кто это? Это Ми-ша» «Миша хороший» «У Миши глазки» (показываете его глазки перед зеркалом) «...уши, носик, ротик!» Возьмите ручку малыша и постучите по зеркалу, поведите ею по его отражению. Улыбайтесь.

В игре малыш учится узнавать себя, свое тело .

Достанем ползком!

Ваш кроха может различать синий или голубой , зеленый , желтый , красный цвета, предпочитать синий и красный.

Выбираем игрушку этого цвета и кладем перед ним, лежащем на животике. Подбадривая ласковыми словами «Давай достанем! Ползи, моя хорошая, ползи! Молодец!» побуждаете малыша ползти за игрушкой. Чтобы ему было легче — подставляете для опоры свою ладонь под его ножки.

Можно игру усложнить. Игрушка «оживает» и в момент, когда кроха вот-вот ее схватит ручкой, она «отползает» в сторону. Пусть малыш настойчиво ползет дальше, а если он расстроился — дайте ему игрушку, погладьте его и поиграйте снова.

Игра развивает ползание, захват игрушки ручкой , укрепляет группы мышц всего тела. Ваш кроха учится терпению и настойчивости в достижении цели .

Где хочу, там стучу!

Наступает веселое и шумное время Да-да... теперь можно стучать предметами о различную поверхность (можно стучать по барабану, по кастрюлям, по крышкам, подносам и т.п.)! Дайте малышу подходящий предмет и предложите ему постучать им обо что-то, до чего он сможет дотянуться.

В игре устанавливается причинно-следственная связь: я стучу — слышу звуки, развивается моторика рук . На первое время старайтесь выбирать такие предметы, которые не напугают его громким звуком в момент стука.

Ау-у!

Поиграйте в эту игру всей семьей Вы с мужем находитесь в разных сторонах комнаты, посредине — лежит малыш на спине. Позовите сыночка или дочку по имени негромко и ласково. Дождитесь, пока ребенок замрет, прислушается и начнет взглядом искать вас в комнате. Увидел! Порадуйтесь с ним: «Это ма-ма! Молодец, Ваня!» Теперь пусть его позовет папа.

Так перекликаясь, учите его искать источник звука и устанавливать его местонахождение (в данном случае — поиск близкого человека по голосу). Игру можно дополнить несколькими игрушками, издающими разные звуки. Это хорошо развивает зрительно-слуховую ориентацию в пространстве у ребенка, учит его устанавливать зрительный контакт с родными .

Мышки бегают — кошки ловят!

Для ребенка полезно принимать воздушные ванны. Вы можете и в это время поиграть с ним. Положите малыша голеньким на спину (температура в комнате должна быть оптимальной). Нагнитесь к нему, пощекочите пальчиками шечки, носик, подбородок, шейку, проведите быстрыми легкими барабанными движениями пальчиков по его животику, бокам, ручкам и ножкам: «Мышки побежали — все разбежались!». Крадучими и мягкими движениями, имитируя поступ кошки, пройдитесь по его телу снизу вверх: «Мяу-мяу..., где же мышка?!..» останавливаясь и хватая его пальчик, ладошку, плечико и т.д: «Вот мышка! Поймала... Пи-пи!»

Игра развивает тактильные ощущения ребенка, учит его установлению эмоциональной связи с мамой, проявлять различные чувства от интереса до радостного смеха .

Пальчиковые игры

Продолжаете ранее игру для развития пальчиков, ладошки. Вместе с этой игрой хорошо проделывать массаж каждого пальчика нежными и легкими растирающими движениями. Это все способствует развитию речи у ребенка.

Где тут носик, глазки?

Эта развивающее занятие — своего рода отражение «зеркальной игры». Если вы предлагали малышу познакомиться с самим собой в зеркале, называя отдельные части его тела, то тут игра переносится на игрушки. Возьмите два любых персонажа (зайчик и мишка). Покажите пальчиком малыша по очереди, четко проговаривая: «Это глазки зайчика, а это глазки мишки, это уши зайчика — длинные, это уши мишки — короткие» и т.д.

Малыш начинает понимать, что у всех, в том числе и у него, есть носик, ротик, глазки, уши и др.части тела, в игре делается акцент на отличительные признаки. Активно развивается моторика рук, пополняется словарный запас , что служит хорошей предпосылкой для становления речи.

Давай полетим?

В четыре месяца малыш уже уверенее держится на высоком подъеме. Возьмите малыша под мышки, загляните ему в лицо, улыбнитесь, поцелуйте нежно и медленно приподнимите его над головой: «Ту-у! Ту-у!» На вытянутых руках слегка покачайте кроху: «Полетели-полетели и на головку сели...» и плавно опустите его к своей груди. Следите за тем, чтобы игра ему нравилась и он не боялся высоты. Важно! Подкидывать и подбрасывать ребенка нельзя ! Игра развивает вестибулярный аппарат, эмоциональную связь ребенка с мамой, папой.

На следующей неделе мы рассмотрим . Поэтому не пропускаем и подписываемся на RSS !:-) Если есть вопросы – вы можете .

Тело и мозг ребенка наиболее стремительно развивается первый год, когда начинают прививаться первые жизненно важные навыки, не появившиеся у него рефлекторно сразу после рождения Если дышать и сосать малыш может сразу после рождения, то сидеть, стоять, ползать и ходить ему только предстоит научиться на первом году жизни и немного позже. Для того чтобы помочь ему в развитии вы должны знать, как играть с ребенком 4 месяцев правильно.

4-ый месяц жизни малыша - это период, когда малыш начинает осознано проявлять эмоции - улыбаться родителям и тем, к кому уже успел привыкнуть, плакать не рефлекторно, а тогда, тогда хочет чего-либо, испытывает дискомфорт или просто скучает. Очень важно в это время стараться максимально развить в ребенке то, что он начинает стараться делать самостоятельно, поэтому родителям необходимо знать, во что поиграть с ребенком 4 месяцев с пользой для него.

Игры в 4 месяца должны развивать в малыше:

  • Хватательные движения - ребенок должен научиться брать то, что ему вкладывают в ручку. Важно, чтобы малыш не только брал, но и отпускал предмет;
  • Трогательные движения - в 4 месяца ребенок уже может различать типы поверхности (мягкая, мокрая, шероховатая и др). Осязание - одно из пяти самых важных чувств человека, оно стоит в ряду со слухом, зрением, обонянием и вкусом. Ученые доказали, что рецепторы, позволяющие человеку осязать, связаны напрямую с головным мозгом. Чем чаще ребенок трогает, тем чаще активируются рецепторы, и по нейронам передают сигналы в мозг. Таким образом мозговая деятельность ребенка активируются. От нейрона к нейрону с помощью синаптической передачи сигнал поступает к самому мозгу, и чем больше будет передано сигналов в возрасте от 4 месяцев, тем умнее, находчивее, активнее и сообразительнее станет ребенок в дальнейшем. Давайте ребенку трогать, щупать, грызть и он будет расти умным;
  • «Отжимания» - ребенок должен научиться держать головку самостоятельно, и лежа на животе подниматься. Такие детские «отжимания» позволят малышу укрепить грудные мышцы, его легкие полностью откроются, и будут развиваться правильно.


Развивающие игры для 4 месячного ребенка


Игра «Мама! Я все понимаю!»

Это игра, которая поможет вам научиться налаживать контакт с ребенком, формулировать ваше первое вербальное общение. Для этой игры очень важно выбрать время, когда ребенок здоров, спокоен, не голоден, не хочет спать, у него не наблюдаются колики. Положите ребенка в кроватку и встаньте у нее, возьмите интересную книжечку, где есть много диалогов и начинайте читать их. Проявите все актерское мастерство, на которое только способны. Читая по ролям, улыбайтесь тогда, когда это уместно, хмурьтесь, когда надо быть строгим, старайтесь передать ребенку голосом и лицом все описанные автором книги эмоции. Ваш ребенок наверняка начнет прислушиваться, всматриваться в ваше лицо, агукать в ответ, стараться тоже что-то изобразить. Проводить такие занятия необходимо 1 раз в день в одно и то же время.

Игра «Повторяшки»

Это игра научит вашего ребенка осознавать то, что он тоже, как и вы может говорить, а также он может слышать и разбирать, что именно он говорит. Начните игру с того, что скажите ему что-то с вопросительной интонацией и говорите так до тех пор, пока он не отреагирует каким-либо звуком. Как только он что-то произнесет в ответ, постарайтесь максимально точно повторить этот звук, смотря на малыша. Если малыш сказал «Бу», то и вы произнесите это и так далее.


Развивающие игры для 4 месячного ребенка, улучшающие физическое развитие.

Игра «Поворот-переворот»

В возрасте 4-ех месяцев ребенка можно начинать учить переворачиваться со спины на живот. Этот навык очень важен для нормально физического развития ребенка. Очень важно учитывать главное правило игры: Не переутомляйте ребенка, помните о том, что он еще очень мал.

  1. Положите ребенка в центр кроватки;
  2. Когда ребенок станет за вами наблюдать демонстративно возьмите игрушку и поставьте ее в угол кроватки, который для того чтобы увидеть ребенку придется перевернуться на бок;
  3. Как только малыш начинает тянуться, внимательно следите за ним, если вы заметили, что он начинает уставать, а дотянуться и перевернуться не может, то пододвиньте к ручке малыша желанную игрушку. Малыш должен понять, что его старания не прошли зря, и цель была достигнута.

Проводите такие занятия не более 2-ух раз в день с минимальным интервалом в 4 часа. Уже через несколько занятий одна игрушка может надоесть, постарайтесь выбрать другую интересную малышу, либо приобрести новую.


Игры для ребенка 4 месяцев, развивающие активную деятельность мозга.

Игра «Звонкие бубенчики»

Это очень простая игра, для которой вам понадобятся маленькие погремушки, которые будут играть роль бубенчиков. Повяжите на погремушки ленточки и с их помощью привяжите бубенчики к ручкам малыша. Как только малыш начнет двигать руками, появится звучный звон. Ребенок будет понимать, где находятся его ручки, и что это он является причиной красивых звуков. Такое занятие увлечет малыша, будет провоцировать мозговую и двигательную активность, в то время как родители смогу расслабиться и понаблюдать за действиями их малыша.

Игра «1 узелок, 2 узелка»

Эта интересная игра позволит вам наладить тактильное общение с малышом, при этом вы будете улучшать его осязание. Для игры понадобиться широкая гладка ленточка длиною 40 см. Повяжите на ленточке 4 узелка через каждые 8-10 см. Подайте малышу в ручку ленточку, пусть он ее хорошенько схватит, после чего потяните. Пусть малыш почувствует, как ленточка продвигается, и ручка ребенка начинает натыкаться на узелки. Очень важно чтобы ребенок понимал, что именно происходит. Делайте это занятие несколько раз в день, даже если вам кажется, что оно не приносит ощутимой пользы.


Игра «Зарядка для малыша»

Такая игра одновременно поможет снять повышенный тонус мышц, расслабит конечности малыша, ускорит физическое развитие ребенка. Делать зарядку лучше всего 2 раза в день: утром после того как малыш только проснулся и перед вечерним купанием.

  1. Положите малыша на спинку;
  2. Погладьте его ручки, потом ножки, потом грудь и животик. Движения должны быть успокаивающими и расслабляющими, чтобы ребенок смог полностью доверить вам свои ножки и ручки;
  3. Сделайте плавно 3 раза перекрестные движения ручками, затем ножками, затем все поочередно повторите 5-6 раз;
  4. Подожмите по очереди ножки 5-6 раз;
  5. Поднимите обе ручки вверх, затем обе вниз, затем одну вверх, вторую вниз и наоборот;
  6. Повторите все движение еще 1 раз.

Помните о том, что если ребенок не позволяет вам управлять своими ножками или ручками, то не делайте этого насильно, отложите упражнения на другое время.

Предлагаем развивающие игры для детей 3-4 месяцев. В этом возрасте ребенок начинает активно изучать окружающий мир. Младенец стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам и манипулировать игрушками.

Для гармоничного развития ребенка необходимо делать следующее:

  • Стимулировать малыша фиксировать взгляд на неподвижных и движущихся предметах.
  • Побуждать к двигательной активности.
  • Активно использовать игрушки, издающие различные звуки.
  • Разнообразить тактильные ощущения: предлагайте различные по форме, величине и фактуре предметы для ощупывания ручками и ножками.

Как играть с ребенком 3 - 4 месяцев

Внимание! Обязательно во время игры находитесь рядом с ребенком. Все предметы, которые вы предлагаете должны быть безопасными. Начинайте делать упражнения по одной минуте, постепенно увеличивая время игры.

1. Для физического развития малыша важны упражнения, укрепляющие ноги. Привяжите к ножкам ребенка гелиевые шарики. При движении ногами шары будут двигаться - формируется причинно-следственная связь.

Источник: candokiddo.com

2. Яркие носочки с игрушками на ногах (в , на ) способствуют развитию координации движений. Чтобы помочь ребенку увидеть свои ножки подложите под бедра скрученное полотенце или подоприте ноги подушкой.

3. Положите ребенка на живот и поставьте перед ним развернутую книжку-гармошку (в , в в ) с крупными контрастными картинками. Ребенок с интересом будет разглядывать рисунки, поворачивая голову из стороны в сторону.

4. Разместите мягкую игрушку на груди ребенка. Она будет удерживать взгляд ребенка долгое время.

5. Выложите малыша на животик и разложите перед ним деревянные цветные колечки от пирамидки (в , в ). Яркие детали привлекут его внимание. В процессе игры младенец учится фокусировать взгляд на предмете.

6. Расстелите на полу полотенце и положите ребенка на спину. Под ножки подставьте неглубокий противень с теплой водой. Младенец болтая ножками, будет испытывать новые ощущения и слышать новые звуки.

7. Положите под ноги малыша папиросную оберточную бумагу. При ударе ногами, она будет шуршать. Ребенок получит новый чувственный опыт.

8. Выложите младенца на живот напротив зеркала. Он с удовольствием будет рассматривать свое отражение, наблюдать за мимикой и движениями ручек.

9. Положите малыша на мягкую подушку животом вниз. Рядом разместите неглубокий противень с водой и игрушкой. Пусть ребенок смотрит сверху-вниз на плавающую игрушку. Упражнение стимулирует младенца фиксировать взгляд на движущемся объекте.

10. Наполните небольшой тазик водой и поставьте на полиэтиленовую подстилку. Сидя на полу и держа ребенка на коленях, опустите его ножки в тазик. Объясните малышу, что он при этом ощущает. Можно положить плавающую игрушку, которая будет покачиваться от колебаний воды.

11. Разместите дугу с различными подвижными и звучащими игрушками (в , на ) на кроватке или расположите ребенка на коврике с игровой стойкой (в , в ) так, чтобы малыш мог достать до подвесных игрушек ручками или ножками. Лучше, чтобы игрушки висели на разной высоте. Старайтесь выбирать объекты разной формы из различного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что бывает твердый и мягкий предмет, громкий и тихий звук. Малыш будет тренироваться захватывать предметы разной величины и формы. Подобное упражнение развивает координацию движений и моторику рук.



Книги «Развивающие игры с детьми»

(Кликните на изображение, чтобы узнать подробности).

4 месяца – это так мало. Для взрослого человека. За 16-18 недель невозможно даже в совершенстве овладеть каким-то видом спорта или игрой на музыкальном инструменте. А посмотрите-ка, чего добился ваш малыш! Это не тот кулечек, что вы принесли из роддома, это уже полноценный человечек! Как развивать ребенка в 4 месяца, чтобы он был умным, здоровым и радовал маму и папу счастливой улыбкой?

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Вашего кроху уже почти перестали беспокоить колики и газы, и у родителей есть небольшая передышка перед новым серьезным испытанием – прорезыванием зубов. Теперь можно направить все свои силы на разностороннее развитие ребенка, при условии, что он здоров и его психическое и физическое развитие соответствует возрасту. Это точно подтвердит педиатр, но приблизительно оценить эти параметры можно и в домашних условиях, если вы внимательны и наблюдательны.

Угасание рефлексов новорожденности

Теперь у ребенка развиваются приобретенные навыки, а безусловные рефлексы угасают. Это свидетельствует о том, что кроха развивается нормально. Проведите небольшие тесты на определение угасания рефлексов периода новорожденности:

Рефлекс Галанта

Новорожденный изгибает спинку, если указательным пальцем провести вдоль позвоночника малыша сверху вниз, и слева и справа от средней линии позвоночника на расстояние до 1 см. На пятом месяце этот рефлекс должен отсутствовать.

Хватательный рефлекс Робинсона

На смену ему приходит целенаправленное захватывание и удержание предметов.

Рефлекс сжимания пальцев ног

Новорожденный при массаже стоп подгибал пальчики внутрь, сейчас же он должен разводить их веером.

Рефлекс Моро

Когда кроха лежит на спинке, вы хлопаете ладонями по поверхности, где расположен «тестируемый» в стороне на уровне головки. Если раньше младенец резко разводил ручки в стороны, а потом сводил так, словно обнимал сам себя, на пятом месяце жизни этот рефлекс если не угас окончательно, то заметно ослаб.

Рефлекс Бауэра

Должен угаснуть и рефлекс Бауэра: если новорожденный малыш в позе на животе ощущал опору пяточкам (ладонь взрослого, намеренно подталкивающую), то пытался оттолкнуться и отползти. Сохранение этого рефлекса после 5-6 месяцев говорит о патологии развития ЦНС малыша.

Краткая таблица навыков (физические, эмоциональные, слуховые, зрительные, речевые)

Что же должен уметь четырехмесячный малыш: таблица средних показателей нормального развития:

Навыки:
физические
  • Твердо удерживает, находясь в вертикальном положении и лежа на животе голову
  • Переворачивается с живота на бок и на спину
  • Лежа на животе, приподнимает грудь, опираясь на согнутые в локтях руки
  • При попытке придать ему вертикальное положение с опорой ног, переносит на ноги часть веса
  • Удерживает погремушку кончиками пальцев и у основания
эмоциональные
  • Осознанно улыбается
  • Активно реагирует, демонстрируя комплекс оживления при виде знакомых лиц
  • Восторженно смеется
  • Возражает протестующим плачем при попытке взрослого у него отнять игрушку
слуховые
  • Поворачивает голову в сторону звука
  • Различает положительную и отрицательную интонацию голоса (на радостный и приветливый голос – улыбается, на громкий, угрожающий реагирует настороженным взглядом или плачем)
  • Узнает знакомые песенки и приговорки, активно прислушиваясь к ним
зрительные
  • Обращает внимание на маленькие предметы
  • Провожает взглядом предмет, перемещаемый перед его лицом по дуге на расстоянии около 15 см с одной стороны на другую
речевые
  • Произносит некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания, издает фыркающий звук

Детки, опережающие свое физическое развитие, могут демонстрировать еще немало навыков и умений – в таблице отображены усредненные значения.

Рост и вес ребенка 4 месяцев (Россия и ВОЗ)

ВОЗ и отечественная педиатрия несколько расходятся во взглядах на то, каков нормальный рост и вес четырехмесячного ребенка. Различие состоит в диапазоне данных параметров (у ВОЗ нижняя граница ниже, а верхняя выше, чем у России).

Данные параметры являются среднестатическими, и, в первую очередь, зависят от исходных параметров при рождении, от течения беременности и правильности течения родов, а так же от генетической предрасположенности.

Анна, мама пятимесячной Дарины: «Дочка родилась крупной, 4,2 килограмма! В 4 месяца весила 8,5! Доктор нас ругала, корила ожирением! А что же поделать, если все в семье немаленькие: и я, и муж? Вот и ребенок такой же! Никаких прикормов и докормов я Даринке не давала, только грудное молочко, но вес все равно превышает параметры».

Как помочь малышу полноценно развиваться?

Полноценное развитие нужно комплексное: четырехмесячный малыш должен развиваться разносторонне - и физически, и психически. Внося элемент игры в ежедневные занятия с крохой, вы сделаете развитие не только успешным, но и гармоничным.

Развивающие игры и упражнения

Хорошими помощниками для правильного развития станут развивающие игры для детей 4 месяцев. Как правило, специальных и строго обязательных игр не существует, как нет и строго определенного времени в режиме дня, посвященного играм. Вы можете включать элемент игры в гимнастику, массаж, купание, прогулку. Даже перед едой можно немного поиграть с крохой.

Физическое развитие (крупная моторика)

В 4 месяца у малыша уже должна быть довольно развитая крупная моторика. Это не только показатель правильного развития ребенка, но и предпосылки для развития моторики мелкой, и, как следствие, более раннего речевого развития.

К пятому месяцу у ребенка уравновешен тонус сгибателей и разгибателей ног и рук, поэтому необходимы движения для укрепления мышц конечностей. Так кроха будет скорее готов к ползанию и хождению.

Развивающие занятия хорошо проводить, когда малыш сыт (через 20-30 минут после еды) и бодр, тогда они принесут удовольствие и ребенку, и вам. Выполняя упражнения, считайте вслух: у малыша созревает слуховой анализатор и развивается чувство ритма.

«Кругом взмах!»

Это упражнение поможет укрепить суставы и мышцы рук. Исходное положение (ИП): на спинке. Свои большие пальцы вложите в ладошки крохи, чтобы он сжал их в кулачок. Осторожно разведя на счет «раз» ручки в стороны, на счет «два» их плавно поднимите кверху. На счет «три» - вытяните вперед и опустите. Повторяйте 5-7 раз.

«Велосипед»

Добавите это упражнение в ежедневную гимнастику, оно укрепляет мышцы ног и развивает тазобедренные суставы.
ИП: на спинке. Придерживая малыша за голени, поочередно сгибайте и разгибайте ножки, совершая плавные круговые движения и следя, чтоб ножки были параллельны друг другу.

«Самолет»

Это упражнение способствует укреплению мышц шеи, спины, плечевого пояса и тренирует вестибулярный аппарат.
ИП: на животе. Поднимите ребенка, поддерживая под мышками лицом вперед, а пяточками уприте в свою грудь. Полетайте по комнате.

Упражнения для 4-месячного ребенка на фитболе

«Толкалки-качалки»

ИП: лежа на спине. Удерживайте кроху за голени. На счет «раз» согните ножки в коленях, на «два» притяните их к его грудной клетке. «Три» - откатите мяч чуть назад, чтоб ножки разогнулись. Повторить 5-7 раз.

«Ладошками до пола»

ИП: на животе. «Раз» - наклоните фитбол, придерживая малыша за попку и поясницу, чтобы вытянутые ручки коснулись пола. На счет «два» вернитесь в исходное положение. Выполняйте упражнение осторожно и только если малыш хорошо держит голову и спинку ровно.


Развитие мелкой моторики

Чтобы пальчики ребенка были ловкими и сильными, могли справляться с мелкими пуговками, когда придет время идти в сад, и сделали малыша чемпионом по собиранию мозаики, уже сейчас проводите пальчиковые игры.

Доказано, что мелкая моторика, развитая с пеленок, делает малыша говоруном быстрее!

Во время зарядки по очереди поработайте с пальчиками каждой из рук. Не просто растирайте и массируйте пальчики, а приговаривайте при этом несложные стишки: это разовьет слух, память и ритмику ребенка.

В домике у мышек
Жили 5 малышек.
Один любил покушать,
Другой – стишок послушать,
А третий – вдоволь погулять,
А двое маленьких – поспать.

Уложите ладошку малыша в свою ладонь тыльной стороной вверх, чтобы пальчики оказались разогнутыми. Каждый пальчик, ухватив за кончик и с легким нажимом удерживая за ноготок и подушечку, чуть отгибайте кверху, приговаривая:

Гули-гули:
Раз – большой,
Два – смешной,
Три – красивый,
Четыре – счастливый,
Пятый – малыш,
Кыш-кыш-кыш! (сожмите в кулачок).

Пошли купаться? Не спешите погружаться в ванну полностью, поиграйте! А когда малыш станет сам сидеть в воде, совмещайте купание и пальчиковые игры.

«Рыбки-рыбки»

Поддерживая кроху под грудкой, наклоните так, чтобы одна ладошка поместилась в воду. Другой рукой ухватите ладошку ребенка так, чтобы свободно сгибать и разгибать пальчики от указательного до мизинца одновременно. Приговаривайте:

Рыбки-рыбки, малыши,
Плавничками плюх-плюх!
Хвостиками хлюп-хлюп,
И уплыли в камыши!

Проводите занятия с пальчиками аккуратно! Ребенку тяжело удерживать их разогнутыми, не вкладывайте большое усилие, чтобы разогнуть пальцы – суставы очень хрупкие!



Эмоционально-социальное развитие ребенка

Ребенку в 4 месяца общение доставляет большое удовольствие. Он не боится чужих людей и с интересом вслушивается в голоса. Ребенку нравится наблюдать за мимикой. Он с удовольствием будет ощупывать ваши нос и щеки, засовывать пальчики в вам в рот, дергать за волосы. Используйте этот интерес для игр!

«Баран-баран»

Пободайтесь с малышом лбами, поговаривая:

Рано-рано
Два барана
Повстречались на лугу.
Встали прямо
Два барана
И друг другу
Ни гу-гу…

На ручки

Учите ребенка заявлять о своих желаниях не только криком. Закапризничал? Прежде чем взять его, протяните к нему руки, поманите, заставляя протянуть ручки к вам:

Ручки-ручки! К нам идите!
Малыша скорей берите!

Уроки этикета

Уроки этикета важны уже сейчас! Учите кроху здороваться и прощаться с людьми. Каждый раз, провожая папу на работу или бабушку домой, подносите малыша к уходящему, производя определенный ритуал-игру прощания. Например, прижимаясь щечкой к щеке уходящего, а потом маша ручкой:

Пока-пока! прощайте!
Почаще забегайте!

Евгений, отец семимесячного Егора: «Я обожаю, когда сын меня встречает. Только вхожу в дверь, а Егорка у жены на руках и тянет ладошку – поздороваться. Я так здоровался с ним с рождения, когда он, наверное, еще не понимал, что я папа, и что означает это рукопожатие».

Развитие зрения

К четырем месяцам зрение ребенка отлично воспринимает цвета: лучше натуральные, природные – желтый, зеленый, красный и синий. Чистые и яркие оттенки предпочтительнее полутонов и многоцветий. Не перебарщивайте с пестротой игрушек!


Как, играя, тренировать зрение?

Возьмите небольшой яркий мячик. Положите малыша на животик, а мячик – в поле зрения крохи. Привлеките к мячу внимание ребенка, а затем перекатывайте из стороны в сторону, чтобы малыш следил за игрушкой взглядом. Можно приговаривать:

Мячик-мячик, покатись,
Каждым боком покажись!
Ах, какой красивый мяч!
Ну-ка, мама, мячик спрячь!
(можно спрятать мяч, чтобы малыш заметил отсутствие игрушки).

Концентрация внимания

Концентрировать внимание и развивать глазные мышцы поможет следующая хитрость. Отвяжите от мобиля (подвесной кроватной игрушки) все подвески и замените их невзрачными, однотонными, одного цвета (можно наполнить синтепоном кусочки капронового чулка и завязать на манер шарика). А одну игрушку привяжите яркую. Когда малыш будет наблюдать за мобилем, взгляд будет прикован только к яркой игрушке.

Неваляшка

Не только зрение, но и координацию движений развивают подвижные игрушки типа неваляшки. Дотроньтесь ручкой ребенка, качните неваляшку, и, пока она не остановится, малыш не оторвет от нее взгляда, вращая из стороны в сторону зрачками, а значит, тренируя глазные мышцы.

Прикрепите на стены в каждой комнате, где бывает малыш, яркие картинки (лоскутки, наклейки, даже воздушные шарики), и пусть даже на скучных стенах в ванной или на кухне кроха может находить яркие предметы.

Развиваем слух

Всегда говорите с ребенком!

Неважно, что он ничего не понимает в готовке борща или глажке белья: комментируйте свои действия! Только так разовьется слух и речь малыша! Очень полезно, когда говорите, прислонять голову крохи к своей щеке: он будет чувствовать движение мышц и вибрацию при произнесении звуков.

Никакой монотонности!

Слушайте и повторяйте!

Дайте ребенку высказаться, если он гулит, а затем повторите его «речь». Это приучит кроху к диалогу.

Меньше «заек», больше конкретики!

Называйте ребенка по имени, а не одними ласковыми словами вроде «солнышко, зайчонок, рыбка». Так он скорее начнет откликаться на имя и привыкнет к нему.

«Динь-динь»

Приобретите колокольчик! Потрясите им справа от головы ребенка. Когда малыш повернется на звук – переместите влево. Звоните колокольчиком из разных мест в комнате, заставляя малыша искать источник звука.

Включайте музыку

Музыка нужна не только для развития эстетического вкуса и музыкального слуха: она развивает детский слух, благотворно влияет на эмоциональное развитие, вырабатывает чувство ритма. Включайте музыку и пойте сами: это нравится всем малышам.

Развиваем речь

Как и с развитием слуха, развитию речи способствует постоянное общение с ребенком. Читайте сказки и стихи, не отнекивайтесь тем, что ребенок все равно не поймет и не запомнит!


«Мы часто и не подозреваем, что в детском мозгу с рождения отпечатываются самые обыкновенные фразы и действия его матери, - пишет японский автор книги «После трех уже поздно» Масару Ибука. - Так мамы, постоянно говорящие с ребенком, сильно влияют на развитие детского интеллекта».

«Ба? Или Ма?»

Закрепить произнесение конкретного слога у ребенка можно, если он часто будет это слышать. Попробуйте читать стишок, оперируя одним только слогом, но меняя интонацию. Так можно способствовать тому, что первым кроха скажет полностью то слово, которое вы от него так ждете.

«Мой голос»

Малыш гулит, лепечет подолгу? Воспользуйтесь моментом, запишите на камеру, диктофон, телефон и т.д. При случае воспроизведите запись: реакция крохи на собственный голос будет яркой!

«Мама-повторюшка»

Мы развиваем речь ребенка, активно подражая его лепету! Ведь если мама говорит, как он, то и он сможет, как мама!

Познавательное развитие ребенка 4 месяца

Познавая мир вокруг и себя, ребенок развивается гармонично.

«Познавательному детскому развитию способствуют разнообразные получаемые впечатления, - рассуждает Туревская Е.И. в «Возрастной психологии». - Взрослые, окружающие малыша, должны удовлетворять эту потребность во впечатлениях и стараться, чтобы окружающая обстановка была не однообразной, интересной. Познавательное развитие детей, пребывающих в однообразной среде, несколько замедляется».

Четырехмесячный кроха интересуется собственным телом. Помогайте ему в этом!

«Где? Вот!»

Игра, помогающая запомнить части тела ребенка.
Спрашивайте: «А где наши ручки? » (ножки, животик, носик и т.д.)
И тут же отвечайте: «Вот! » (называя часть тела)

«Полетели!»

Части тела можно учить при помощи этой игры. Возьмите руки крохи в свои, помашите, приговаривая:

«Полетели, полетели! На головку (на животик, ушки, ножки и т.д.) сели! » (прижать ладошки к называемой части тела).

«Кто же это за стеклом?»

Полезно играть с малышом перед зеркалом. Оставьте все суеверия – развивающие игры с зеркалом познавательны и увлекательны. Показывайте отражение ребенку, сами стойте рожицы, целуйте ребенка, чтобы он видел и целующую малыша зазеркальную маму: так ребенок скорее станет отождествлять свое отражение с собой.

Развивающие игрушки

Погремушки или маракасы

Какие игрушки нужны ребенку в 4 месяца? В первую очередь, погремушки, и чем громче они звучат, тем лучше. Хорошо, если среди них есть и геометрические (шарообразные, овальные, прямоугольные – но без острых углов!), и сюжетные (изображающие животных, людей). Замечательный вариант - детские маракасы. У них удобная ручка, а звучат они очень громко. Малышу очень понравится трясти их обеими ручками в такт музыке. Цвета погремушек должны быть яркими и полезными для развивающегося зрения: зеленые, желтые, голубые, оранжевые.


Сенсорные коврики

В 4 месяца ребенок играет и много времени проводит лежа на животике, изучая все, что попадется под руку. Детские коврики с пришитыми шуршащими, звуковыми элементами и игрушками из разных тканей будут полезны для сенсорного развития крохи.

Как сделать развивающие игрушки самостоятельно?

Развивающие игрушки для детей 4 месяца можно изготовить и самостоятельно.

Сенсорные мешочки

Сшейте мешочки из тканей разной фактуры (шелка, плюша, фетра, хлопка и т.д.), наполните крупами. Такие развивающие игрушки полезны для развития сенсорики и мелкой моторики ребенка.

Разноцветные крышечки

Прикрепите к листу фанерки всевозможных размеров и цветов крышечки от баночек и бутылок. Такая развивающая панелька обязательно приглянется ребенку: предлагайте ее, когда малыш лежит на животе, он будет тянуться ручками к ярким кружочкам. Не используйте токсичный клей! Гораздо надежнее будет крепление небольшими саморезами (это подарит и прочность игрушке).

А вот перед покупкой развивающих мультфильмов задумайтесь: не верьте обещаниям сделать из крохи вундеркинда, вреда детскому зрению будет куда больше!

Распорядок дня, как элемент развития

Приучать кроху к режиму стоит с рождения. Определенные часы для сна, кормления и игр привнесут порядок в организацию дня и ребенка, и мамы.

Прогулки

К четырехмесячному возрасту прогулки становятся длиннее, летом – до 3 часов, зимой – до 2. Малыши еще спят во время прогулки, поэтому, если ребенок не восприимчив к покачиванию коляски и закрывает глазки сразу, как только его оденут – можно просто выставлять коляску на балкон или веранду, а маме заниматься домашними делами.

Питание

Питание малыша должно быть шестиразовым, равные промежутки времени между кормлениями позволяют пище перевариться, а желудку отдохнуть.

Массаж

Массаж лучше проводить дважды в день, в одно и то же время, ребенок будет ждать этой процедуры, особенно, если комплекс включает не просто растирания и поглаживания, а игры и приговорки.

Хорошо, если отход ко сну вечером будет неким ритуалом (действиями, повторяющимися изо дня в день): купание, «сеанс нежности» (поглаживания и поцелуи), колыбельная.

Заключение

Что должен уметь малыш в 4 месяца? Не только держать головку и поворачиваться на животик! Он должен уметь самое главное: радоваться общению с самыми дорогими людьми - мамой и папой! Ребенок в 4 месяца - вполне социальное существо, уделяйте его развитию больше внимания, так крохе будет легче полноценно входить в мир взрослых.
Развивайте, играя! Ведь игра - ведущий вид деятельности ребенка и неотъемлемая составляющая счастливого и беззаботного детства.

Кроме книг по детской психологии, возможно, вам будут интересны следующие:

  • Глен Доман. «Гармоничное развитие ребенка».
  • Евгений Комаровский. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников».
  • Ирина Мальцева. «Пальчиковые игры: От рождения до 3 лет».
  • Масуру Ибука. «После трех уже поздно».
  • Мария Монтесори. «Методика раннего развития».
  • Татьяна Стробыкина. «Игры и упражнения для самых маленьких».

Видео по теме

С наступлением четвертого месяца жизни ребенок становится активнее. В это время он бодрствует большую часть дня, поэтому возможностей для проведения развивающих занятий становится больше. Следует воспользоваться ситуацией и помочь малышу усовершенствовать сенсорные, двигательные и эмоциональные навыки, ведь то, что упущено в этот период, наверстать впоследствии будет очень сложно.

Цель и предназначение развивающих игр для детей четырехмесячного возраста

Четырехмесячный ребенок может самостоятельно играть с игрушками. Общение со взрослыми также доставляет ему немалое удовольствие. Развивающие игры являются особенно эффективными, если они способствуют развитию следующих навыков и умений:

  • совершенствование зрительных, слуховых и тактильных навыков малыша;
  • дальнейшее развитие хватательного рефлекса и умения крепко держать в руках различные предметы;
  • укрепление мышечного аппарата туловища, рук и ног;
  • укрепление эмоционального и душевного контакта с родными людьми;
  • изучение окружающего мира, получение новых впечатлений.

Игры, предназначенные для развития малыша четырехмесячного возраста, можно классифицировать следующим образом:

  • игры-занятия с игрушками;
  • музыкальные упражнения;
  • игры, основанные на активном движении малыша;
  • занятия, направленные на тренировку памяти и внимания ребенка.

Виды развивающих игр для ребенка в возрасте 4 месяцев

Наиболее соответствуют возможностям 4-месячного малыша следующие игры:

Подойдите с малышом к большому зеркалу, чтобы он смог увидеть себя. Спросите при этом: «Кто это?». И сразу же отвечайте: «Это Маша (Петя, Таня, и т.п.)». «Это щечки Маши». «Это Машин носик». «Это ручки Маши». В момент произведения вышеуказанных фраз притрагивайтесь к соответствующим частям тела малыша так, чтобы он это видел в зеркале.

Затем возьмите ручку малыша и осторожно постучите по зеркальному изображению. Малышу наверняка потравятся подобные манипуляции.

Указанная игра направлена на совершенствование зрительных навыков малыша, способствует изучению своего «второго Я».

Продолжительность игры – 3-4 минуты. Занятие лучше выполнять в первой половине дня при ярком дневном освещении.

Конечно же, четырехмесячный малыш не сможет участвовать в этой игре в ее классическом варианте, но можно поиграть в нее в упрощенном виде. Например, мама закрывает лицо платком или какой-либо другой тканью, а другой взрослый спрашивает: «Где мама?». Затем мама открывает лицо, при этом малыш наверняка обрадуется ее появлению.

Точно так же взрослый может спрятаться за спинку кровати, чтобы ребенок не смог увидеть его. Мама, в свою очередь, спрашивает у малыша: «Где папа?». Через некоторое время отец или другой родственник появляется из «укрытия», тем самым доставляя неподдельную радость ребенку.

Данная игра развивает внимание малыша, укрепляет эмоциональный контакт между ребенком и взрослыми. Время проведения – 4-7 минут. Заниматься можно в течение дня в период наибольшей активности малыша.

Указанная развивающая игра основана на известном народном стишке для детей «Идет коза рогатая». Во время ее проведения можно импровизировать. Один из вариантов игры с малышом следующий:

Идет коза рогатая (указательный и средний пальцы складываем в виде «козы»)
За малыми ребятами (пальцами слегка щекочем ребенка)
Кто кашку не ест? (выполняем вопросительно-восклицательный жест рукой)
Молоко не пьет? (повторяем указанный жест)
Забодает, забодает, забодает (перебираем пальцами, как будто собираемся «забодать» кого-то).

В процессе проведения игры не следует излишне щекотать ребенка. Если малыш боится щекотки, можно просто поглаживать его ладонью.

Указанная игра-потешка способствует укреплению эмоционального контакта между матерью и малышом, развивает навыки наблюдения у ребенка. Время проведения – 4-7 минут. Заниматься лучше в течение дня или ранним вечером.

Для выполнения указанного упражнения необходимо иметь в наличии предмет в форме палки. Держим палочку перед грудью малыша в поле его зрения. Как только ребенок ухватится за палку, тотчас же начинаем медленно тянуть ее на себя. При этом малыш также будет подтягиваться.

Процедуру подтягивания следует выполнять не слишком усердно, ведь малыш еще не настолько силен физически, чтобы самостоятельно садиться или подниматься с кровати. При этом следует обращать особенное внимание на то, чтобы ребенок случайно не упал на спинку во время подтягивания, поэтому лучше подстраховаться и свободную руку разместить у него за спинкой.

Данная игра направлена на развитие мышечного корсета малыша, укрепление силы его мышц и развитие координации движений. Рекомендуемая продолжительность выполнения – от 3 до 6 минут. В течение одного занятия можно выполнить два-три повтора. К занятию желательно приступать в течение дня, в вечернее время от указанной игры лучше отказаться.

Для проведения этой игры понадобится игрушка, которая издает звуки в тот момент, когда по ней ударяют рукой. Это может быть игрушечный барабан, большая погремушка или миниатюрный музыкальный инструмент для детей.

Возьмите игрушку и попросите малыша постучать по ней ручкой. Если ребенок пока не знает, как это сделать, постучите по поверхности предмета сами, а затем предложите ребенку выполнить подобное действие. При этом повторяйте название игрушки, можете рассказать малышу, какие звуки она издает и для чего предназначена.

Представленная игра прекрасно развивает слух малыша, способность воспринимать различные звуки и определять источник их возникновения, усиливает душевный контакт с матерью. Продолжительность игры – 5-8 минут. Время проведения – днем или ранним вечером.

Занятие, подобное предыдущей игре. Предложите ребенку погремушку или любой предмет, способный издавать звуки при перемещении в пространстве. Дайте малышу игрушку в руки, чтобы он начал ее трясти. В этот момент комментируйте вслух, какие звуки издает погремушка, как интересно она звучит.

Затем заберите у малыша игрушку и потрясите ею сами. Ребенок в это время попытается дотянуться до игрушки, чтобы забрать ее обратно. Отдавайте погремушку не сразу: пусть малыш немного потренирует свои мышцы. Так поочередно погремите игрушкой несколько раз, пока малыш не начнет терять интерес к игре.

Указанное упражнение развивает слух малыша, укрепляет тактильные навыки, способствует тренировке мышечного аппарата. Продолжительность выполнения – 5-10 минут. Заниматься можно в течение дня, за исключением периода подготовки ко сну.

Сейчас уже можно приступать к занятиям, помогающим малышу освоить новые для него звуки. Попробуйте спеть ему песенку или прочесть текст как стишок:

Ты сначала мне скажи (показываем ручкой на малыша)
Как жу-жу пчела жужжит (выполняем вопросительный жест рукой)
Я потом тебе скажу (слегка машем руками в такт песне)
Про пчелиное жу-жу (просим малыша повторит звук «ж»).

Указанная игра способствует развитию артикуляционного аппарата малыша, развивает его музыкальный слух и усиливает эмоциональный контакт со взрослым. Продолжительность проведения – 3-7 минут. Заниматься можно в любое время дня, за исключением периода подготовки ко сну.

С наступлением четвертого месяца жизни малыш пытается освоить новый для него навык – переворачивание со спинки на живот и обратно. Чтобы помочь ребенку быстрее пройти этот этап, рекомендуется ежедневно выполнять с ним в игровой форме следующее упражнение.

Когда малыш лежит на спинке, аккуратно подложите руки под его туловище и начните его потихоньку покачивать из стороны в сторону. При этом подпевайте любую веселую песенку или декламируйте сказку про колобка.

Продолжайте осторожно подталкивать малыша, чтобы он перевернулся со спинки сначала на бок, а затем – на животик. Когда малыш немного одохнет, приступайте к обратному процессу – переворачиванию с живота на спинку. Точно так же аккуратно помогайте малышу перевернуться сначала на бок, после этого – на спинку. Не забывайте петь песенку или декламировать стишок.

Малышу наверняка понравится эта игра, ведь он поймет, что самостоятельно изменить положение тела – не так уж сложно. Игру «Колобок» можно выполнять ежедневно до того момента, пока ребенок полностью освоит данный навык.

С помощью указанного занятия происходит тренировка мускулатуры ребенка, совершенствуются координация его движений и ориентация в пространстве. Заниматься следует по 5-7 минут ежедневно в любое время дня или ранним вечером.

Настала пора показать малышу, как называются части тела его любимых игрушек. Четырехмесячный малыш уже наверняка привык к своим куклам или игрушечным животным, поэтому для проведения занятия следует выбрать одну-две игрушки из числа самых любимых.

Возьмите в руки игрушку (например, зайчика), и покажите поочередно, как называются части его тела. Например: «Где у зайчика глазки? Вот глазки!»; «Где у зайчика ушки? Да вот же ушки!».

Сначала родитель должен сам задавать вопросы и давать на них ответы, но после нескольких повторов можно лишь задать вопрос, приблизив в этот момент игрушку к малышу, и попросить малыша показать, где находится та или иная часть тела зайчика или мишки.

Время от времени состав игрушек следует менять, чтобы малыш не потерял интерес к данной игре.

Указанное занятие способствует развитию памяти малыша, обогащает словарный запас ребенка. Продолжительность проведения игры – от 5 до 10 минут, в зависимости от степени заинтересованности малыша. Оптимальное время занятий – в первой половине дня или ранним вечером.

Полезные советы, которые желательно учитывать во время проведения занятий

В процессе проведения развивающих игр желательно обратить внимание на следующие моменты:

  • в процессе занятий с использованием игрушек и различных предметов ни в коем случае нельзя оставлять малыша одного. Ребенок может попытаться засунуть игрушку в рот, от игрушки могут отсоединиться мелкие детали. Все это очень опасно для малыша, поэтому сразу после завершения игры все предметы необходимо убрать подальше;
  • не следует показывать малышу слишком большие и громоздкие игрушки, которых он может испугаться. Если у вас в доме имеется подобный предмет – подождите некоторое время, ведь ребенок очень быстро растет, и в возрасте около года сможет играть с более «серьезными» игрушками;
  • соблюдайте правила гигиены при проведении занятий;
  • продолжительность развивающих игр необходимо дозировать, ведь малыш может устать от занятий или начать капризничать.

Малыш в этом возрасте еще не умеет ползать, но тем не менее не следует оставлять его одного на поверхности пеленального стола или диване – это очень опасно. Внимательно следите за ребенком как во время проведения развивающих игр, так и в любых других ситуациях.



error: Контент защищен !!