Конспект открытого занятия по фэмп в старшей группе на тему: «волшебная страна — математика». открытое занятие по фэмп в старшей группе "путешествие в страну математики"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по математическому развитию в подготовительной группе

«На помощь к Буратино»

(обучение составлению и решению задач на сложение в пределах 10)

Подготовила: Бережная Н.В.

Воспитатель

Излучинск 2016 г.

Тема: «Обучение составлению и решению задач на сложение в пределах 10»

Цель: формирование элементарных математических представлений.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи в образовательной области «Познавательное развитие»:

  • Продолжать учить детей составлять и решать задачи на сложение в пределах 10.
  • Закрепить представление о структуре задачи.
  • Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.
  • Закрепить знание детей о последовательности дней недели;
  • продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
  • продолжать учить воссоздавать по образцу, на котором выделены все их элементы;
  • продолжать учить решать задачи на смекалку.

Задачи в образовательной области «Речевое развитие»:

  • Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь по теме.

Словарь: условие, вопрос.

Задачи в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»:

  • Продолжать формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, желание прийти на помощь;
  • продолжать формировать интерес к учебной деятельности;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Задачи в образовательной области «Физическое развитие»

  • Укреплять здоровье и развивать двигательную активность.

Целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; проявляет любознательность, задает вопросы; обладает элементарными знаниями в области математики; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.

Средства реализации: магнитная доска, карточки с цифрами и математическими знаками, конверт с письмом, конверты с заданиями, 10 желтых кругов – монет, математический веер, схема изображения кота и лисы, конверты с фигурами для игры «Танграм» на каждого ребенка, листы бумаги в крупную клетку, карандаш, математические раскраски, кукла Буратино.

Организационная часть

Ребята, к нам с вами сегодня в группу пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Сюрпризный момент (воспитатель показывает детям большой конверт)

Этот конверт нам принес почтальон, только почему то не написано от кого он?

А вы хотели бы узнать от кого письмо?

Здесь загадка, давайте отгадаем её, может тогда и узнаем кто нам пишет?

Деревянного мальчишку,

Шалуна и хвастунишку

Знают все без исключений,

Он любитель приключений.

Легкомысленным бывает,

Но в беде не унывает.

И сеньора Карабаса

Обхитрить сумел не раз он,

Артемон, Пьеро, Мальвина

Неразлучны с…

Правильно, ребята, это Буратино.

Давайте прочтем, что он нам написал.

«Дорогие ребята! Мне нужна ваша помощь! Лиса Алиса и Кот Базилио закрыли меня в чулан и не выпустят пока я не отдам им 10 золотых монет. Но собрать столько монет можно, только если выполнить математические задания, а я не умею считать. Спасите меня!»

Ну что, ребята, поможем?

(Высыпает из большого конверта пять маленьких пронумерованных конвертов)

Основная часть

А вот и задания. Как вы думаете, с какого конверта надо начать?

Давайте разложим конверты по порядку (дети выполняют).

За каждое правильно выполненное задание, мы получим по одной золотой монете.

Прежде чем мы с вами начнем выполнять задания, давайте потренируемся:

Игровое упражнение

«Цифры встаньте в ряд»

(раздать карточки с цифрами)

Задание (возьмите по одной цифре. Пока играет музыка, цифры гуляют, а по команде: «По порядку становись!» вы должны построиться).

Игровое упражнение

«Прямой и обратный счет»

Задание: я буду называть числа, а тот кого я назову, будет считать от этого числа дальше или обратно, как я скажу. Число которой я назову, повторять нельзя!

5, считай обратно

9, считай обратно

Игровое упражнение

«Найди соседей числа»

Назовите «соседей» числа 5 (отвечает тот ребенок, у которого цифра 5).

Назовите «соседей» числа 8.

Я задумала число, оно меньше 5 на одну единицу. Какое это число?

Я задумала число, оно больше 8 на единицу. Какое это число?

Я задумала число, оно больше 7 на единицу. Какое это число?

Молодцы! Вот мы немного потренировались. Приступим к выполнению заданий.

1 конверт

Задание (ответьте на вопросы и решите задачу)

- Ребята, скажите пожалуйста, сколько частей в задаче? (В задаче две части)

Как называется каждая часть? (условие и вопрос)

«Буратино дал коту Базилио 3 монеты,

А лисе Алисе - 2 монеты. Сколько всего монет дал Буратино коту и лисе?»

Ребята, давайте с вами повторим условие задачи.

+ Буратино дал коту Базилио 3 монеты, а лисе Алисе - 2 монеты.

А теперь повторим вопрос.

+ Сколько всего монет дал Буратино коту и лисе?

- А теперь повторим всю задачу.

Кто даст ответ на вопрос задачи?

(Воспитатель рисует модель решения задачи: круг с 3 точками обозначает количество монет, которые Буратино отдал коту; круг с 2 точками – количество монет отданных лисе; общий круг – сколько всего монет)

Молодцы, решили задачу.

Вот мы и заработали первую золотую монету.

Сколько монет отдал Буратино коту и лисе? (воспитатель выкладывает монеты на доске)

Сколько монет мы уже заработали? (добавляет, в стороне)

Сколько всего монет получилось?

А давайте мы с вами попробуем составить свою задачу, про то что мы с вами сейчас сделали.

Буратино отдал Коту и Лисе 5 монет, мы заработали еще одну. Сколько всего монет стало?

О чем говорится в нашей задаче? (о монетах)

Что нам известно? (сколько монет было у Буратино и сколько мы заработали)

Что нужно узнать? (сколько монет всего стало)

Монет стало больше или меньше? Какое действие выполним?

Как с помощью цифр и знаков можно записать решение?

5+1=6

(выставляют на доске)

Молодцы.

Ну что приступаем к следующему заданию?

2 конверт

(Веселые задачки - ответ дают при помощи числового веера)

На заборе рыжий кот Греет лапки и живот. Он позвал ещё кота И теперь их стало (два)

Пять ребят в футбол играли.

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает, Сколько их в футбол играет

Мы надули три шара Улетело в небо два. А теперь сидим, грустим:

Ведь остался шар (один)

Яблоки в саду поспели.

Мы отведать их успели.

Пять румяных, наливных,

Три с кислинкой.

Сколько их?

Хитрые задачи

Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей (5 птиц)

Если съесть одну сливу, что останется? (Косточка)

Молодцы, вы хорошо справились с заданием, вот еще одна монета (воспитатель добавляет на доску)

Сколько стало монет? (7)

Вы наверное устали, давайте отдохнем (дети подходят к воспитателю).

Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл,

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать
И руками помахать.

(Выполняют действия в соответствии с текстом)

Отдохнули, присаживаемся на свои места.

3 конверт

Задание

Хитрые Кот и Лиса придумали вам еще одно задание. Они хотят, чтобы вы выложили из геометрических фигур их изображения, используя схему.

Задание очень сложное, но я дам вам подсказку: для того чтобы правильно выполнить задание вы должны внимательно рассмотреть схему и определить из каких геометрических фигур она составлена.

(Из геометрических фигур игры «Танграм» собрать изображение кота и лисы)

Молодцы, вот еще одна монета (добавляю)

Сколько стало монет? (8)

4 конверт

Открываем следующий конверт, каждый из вас должен ответить на вопрос, если возникнут затруднения вы можете друг другу помогать.

  1. Какой сегодня день недели?
  2. Какой день недели был вчера?
  3. Какой день недели будет завтра?
  4. Сколько всего дней в неделе?
  5. Какой день идёт после четверга?
  6. Назовите «соседей» субботы.
  7. Как называется пятый день недели?
  8. Про какие дни недели мы говорим «рабочие дни»?
  9. Как называются «выходные» дни недели?

Молодцы! Вот еще монета.

Сколько стало монет? (9)

5 конверт

До финиша осталось совсем немного.

Открываем следующий конверт (графический диктант - по клеточкам рисуют ключик)

Задание

4 клеточки вправо, 2 клеточки вниз, 6 - вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 клеточка вверх, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 2 – вниз, 10 - влево, 2 – вниз, 4 – влево, 6 – вверх.

Какое изображение получилось?

Молодцы, вот и последняя монета заработана.

И ключ от чулана есть, Буратино свободен (воспитатель достает Буратино)

Заключительная часть

Итог непосредственно – образовательной деятельности

Ребята, что мы с вами сегодня делали на занятии?

Какие задания были вам более интересны?

Какие показались сложными?

Буратино благодарен вам за помощь и приготовил для вас подарки – это математическая раскраска. А Буратино останется на несколько дней в нашей группе, и вы поможете ему подготовиться к школе.

Литература

  1. Помараева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 176 с.

    Конспект открытого интегрированного занятия по фэмп в старшей группе «Космическое путешествие»

    Цель: продолжать формировать элементарные математические представления.
    Задачи:
    Обучающие: Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта в пределах 10.

    Закреплять знания о последовательности дней недели.

    Закреплять умение сравнивать две группы предметов; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет.

    Совершенствовать умение детей правильно отвечать на вопрос «Который по счёту?»

    Совершенствовать умение находить место числа в ряду.

    Закреплять умение сравнивать два рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно.

    Закреплять умение решать простые арифметические задачи.

    Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры.

    Закреплять умение находить нужную цифру.

    Закрепление умения рисовать разными нетрадиционными способами.

    Развивающие: Развивать у детей внимание, логическое мышление, воображение, любознательность, взаимопомощь.

    Развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге.

    Развивать мелкую моторику и координацию движений руки.

    Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к математике, уважение друг к другу, желание помочь товарищу.

    Воспитывать интерес и любовь к нетрадиционной технике рисования, аккуратность в работе с гуашью с нетрадиционными материалами.

    Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

    Материалы и оборудование : большая звезда с посланием; макет ракеты, игрушка Лунтик, иллюстрации планеты «Выручайка» и «Луна»; инопланетные человечки (6 шт.); ракеты разных цветов (5 шт.); портрет бабочки из геометрических фигур; изображение кометы и космического корабля с пиратами; «метеоритные камни» с цифрами от 1 до 10; звёзды (7 шт.); пиратский флаг с задачками, плакат с нарисованной ракетой; штампы из картофеля на каждого ребёнка, гуашь жёлтого цвета; влажные салфетки; магнитофон; аудиозапись «Звук ракеты»; медаль космонавта на каждого ребёнка.

    Раздаточный материал: наборы цифр от 1 до 10 на каждого ребёнка.

    Организационный момент.

    Дети входят в группу.

    Восп.: Ребята, давайте поздороваемся с гостями и подарим им свои улыбки. Молодцы!

    Ребята, сегодня ночью был звездопад, и когда я пришла на работу, то увидела на подоконнике вот эту звезду. Но это оказалась не простая звезда, это чьё-то послание.

    Хотите узнать от кого оно? Тогда слушайте, внимательно, загадку:

    Он сиреневый такой,

    Машет весело рукой.

    Он свалился к нам с луны –

    Его любят малыши. (Лунтик)

    Ребята, а вы знаете, где родился Лунтик? Правильно, на луне. И он приглашает нас к себе в гости.

    Вы хотите побывать у Лунтика в гостях?

    Тогда я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие.

    Но, в космосе, ребята, очень опасно и там нас ждут разные испытания, с которыми, я уверена, мы справимся.

    И, перед тем, как лететь, давайте проверим, как вы готовы к полету?

    Игра «Внимание, космонавты!»

    Восп.: Скажите, сколько дней в неделе?

    Назовите их по порядку, начиная с понедельника?

    Сколько в неделе выходных дней?

    Назовите их.

    Сколько рабочих дней?

    Назовите рабочие дни.

    Какой сегодня день недели?

    А какой день недели будет завтра?

    Какой день недели следует за средой?

    А какой день недели настанет после воскресенья?

    Какой день недели стоит перед субботой?

    Какой день недели стоит между вторником и четвергом?

    Молодцы, вы правильно ответили.

    Восп.: Ребята, а на чём можно полететь в космос? (На ракете)

    Садитесь в свои кресла.

    К старту космического корабля приготовиться!

    Начинаем счет от 1 до 10! (Дети считают до 10)

    (Космический корабль стоит на месте)

    Что случилось? Ракета не взлетает. Может, мы неправильно считали? Наверное, нужно считать наоборот, от большего числа к меньшему…

    Начинаем обратный отсчет.

    Дети и воспитатель: 10, 9…. 1, Пуск! (Звучит космическая музыка)

    Восп.: Вот мы и очутились в космическом пространстве. И нам на пути встречается планета «Выручайка».

    Здесь, на планете, ждут нашей помощи. Маленькие инопланетные человечки никак не могут улететь с планеты, потому что не могут решить, хватит ли каждому по ракете.

    Давайте им поможем?

    Нам нужно сравнить две группы предметов.

    Как мы узнаем, сколько здесь ракет и человечков?

    Дети: Посчитаем.

    Восп.: Правильно, ребята. Вика, посчитай, сколько здесь ракет? (5)

    А Юра посчитает, сколько здесь человечков. (6)

    Скажите, чего больше: человечков или ракет?

    Восп.: Как сделать так, чтобы человечков и ракет стало поровну?

    Дети: Нужно добавить одну ракету или убрать одного человечка.

    Восп.: А каким ещё способом можно сравнить две группы предметов?

    Дети: Способом приложения.

    Восп.: Правильно.

    Саша покажи. Молодец!

    Ребята, посмотрите, а все ракеты разного цвета.

    Артём, скажи, какая по счёту стоит красная ракета?

    (Дети поочереди называют, какая по счёту стоит та или иная ракета)

    Восп.: Ребята, смотрите, нам путь преградили метеориты. Что бы продолжить полёт, нужно их убрать.

    Для этого нам надо убрать метеорит с цифрой, которая стоит после 5 (6), затем метеорит, который стоит перед цифрой 5 (4), а теперь уберите цифру, стоящую между цифрами 1 и 3, 7 и 9.

    Ну, вот, у нас и появились проходы, теперь мы можем лететь дальше.

    Но, летите осторожно, только в эти проходы.

    Восп.: Смотрите, у нас на пути появилась комета. Она разбросала здесь столько много звёзд.

    (Воспитатель переворачивает одну звезду и смотрит задание)

    Ребята, но это не простые звёзды, на них тоже есть задания для нас.

    Нам нужно вставить пропущенные знаки >, <, =.

    6…3 2…2 7…9 4…5 10…8 4…4 5…1

    Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием.

    Ребята, у нас выдалось такое трудное путешествие, надо нам с вами немного отдохнуть и набраться сил для дальнейшего пути.

    Физминутка « Раз, два - стоит ракета »

    Раз, два - стоит ракета. (Руки вытянуты вверх)

    Три, четыре - самолет. (Руки в стороны)

    Раз, два - хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши)

    А потом на каждый счет. (Шагаем на месте)

    Раз, два, три, четыре - (Хлопаем в ладоши)

    Руки выше, плечи шире. (Руки вверх-вниз)

    Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши)

    И на месте походили. (Шагаем на месте)

    - Ну, вот, мы с вами отдохнули и теперь можем отправляться дальше.

    Восп.: Ой, ребята, на нашем пути космические пираты!

    Смотрите, какой у них необычный флаг. Давайте посмотрим, что там.

    (Воспитатель открепляет флаг. Под ним написаны задачки и сложены ввиде гармошки)

    Восп.: Пираты пытаются сбить нас с пути, но мы будем очень внимательны и если мы правильно решим все их задачки, то сможем смело лететь дальше.

    Но, будьте внимательны, задачки не простые, а на смекалку.

    Д/и «Весёлые задачи»

    1. У бабушки Даши внучка Маша,

    Кот Петушок и собака Дружок.

    Сколько всего внуков у бабушки Даши? (1)

    2. На столе лежат 2 яблока и 3 груши.

    Сколько всего овощей лежат на столе?

    (ни одного, потому что яблоки и груши – фрукты)

    3. На березе 3 толстые ветки.

    На каждой ветке по 2 тоненькие веточки.

    На каждой тоненькой веточке по одному яблочку.

    Сколько всего яблок? (нисколько, на березе яблоки не растут)

    4. Сколько спинок у трёх свинок?

    5. Сколько животиков у двух бегемотиков?

    6. Сколько задних лап у двух зайчат?

    7. Сколько хвостов у двух котов?

    Восп.: Молодцы! Справились с заданиями пиратов. Летим дальше.

    Восп.: Наконец-то мы прилетели с вами на луну. (Воспитатель достаёт Лунтика)

    Ребята, давайте поздороваемся с Лунтиком. Здравствуй, Лунтик!

    А вы знаете, Лунтик очень любит рисовать. Пока Лунтик нас ждал в гости, он нарисовал портрет своей подруги – бабочки. Давайте присядем за столы и посмотрим, что же у него получилось.

    Восп.: Ребята, из чего состоит бабочка?

    Дети: Из геометрических фигур.

    Восп.: Назовите, какие фигуры здесь есть?

    Дети: Круг, квадрат, овал, треугольник.

    Восп.: Ребята, возьмите цифры и разложите их перед собой.

    А теперь, сосчитайте, сколько квадратов на портрете и покажите соответствующую цифру. (2)

    Сколько кругов на портрете? (3)

    Сколько на портрете треугольников? (4)

    Какие ещё геометрические фигуры я не назвала?

    Дети: Овал.

    Восп.: Сколько овалов на портрете, покажите мне соответствующую цифру? (1)

    Молодцы, ребята! Посмотрите, за то, что мы прилетели к Лунтику в гости, он дарит нам угощение.

    Ребята, а что же мы подарим Лунтику на память?

    Я придумала. Смотрите, вот у нас есть ракета. Давайте нарисуем вокруг неё звёзды.

    Но, сначала, давайте разомнём немного пальчики.

    Пальчиковая гимнастика «"Будем в космосе летать"

    (Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)

    1,2,3,4,5 - будем в космосе лететь.

    (Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)

    (Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)

    1 – комета.

    2 – планета.

    3 – луноход.

    4 – звездолет.

    5 – земля. До свидания друзья!

    (Дети машут кистью руки, как бы прощаясь)

    Восп.: Ребята, давайте подойдём все к столу. Каждый возьмите по одному штампу, обмакните его в краску и приложите штамп к бумаге.

    (Дети берут штампы из картошки, мокают их в гуашь и, способом примакивания, рисуют звёздочки вокруг ракеты)

    Молодцы, ребята! Какое красивое у нас получилось звёздное небо.

    Эту картину мы оставим Лунтику на память.

    Ну, что ж, ребята, в гостях у Лунтика мы побывали, пора возвращаться домой, в детский сад.

    Давайте попрощаемся с Лунтиком. До свидания, Лунтик!

    Возвращаемся все в ракету.

    Опять берем старт. Отсчитываем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.

    Пуск! Полетели! (звучит музыка)

    Ну вот, мы и вернулись.

    Рефлексия.

    Вам понравилось путешествовать?

    Где мы сегодня с вами побывали?

    Чем занимались?

    Что вам больше всего понравилось?

    А с какими трудностями вы столкнулись во время путешествия?

    Молодцы! У нас всё получилось.

    Ребята, сегодня вы стали космонавтами - сильными, здоровыми, выносливыми, любознательными, умными, отважными, сообразительными. И все получают медаль космонавта!

    Разделы: Работа с дошкольниками

    Цель: Познакомить с понятием четырехугольники, как обобщение таких понятий “квадрат”, “ромб”, “прямоугольник”, “трапеция”, “параллелограмм”.

    Задачи:

    1. Учить анализировать разные качества структурных элементов геометрических фигур.
    2. Развивать познавательную деятельность, внимание, память, мелкую моторику.
    3. Воспитывать умение общаться в процессе работы, игры, доброжелательно относиться к товарищу, оказывать ему посильную помощь.

    Игровой материал: 4 “планеты” разных размеров, план построения ракеты, мягкие модули (кубы, призмы), “портреты” четырехугольников, плоскостные фигуры, “метеорит” с сюрпризом, игрушки, микрофон, магнитофон.

    Ход занятия

    Воспитатель надевает наушники.

    Да…да…прием… Югорка…. В гости…четырехугольники….? Хорошо…! Спасибо….! (Снимает наушники и обращается к детям)

    Ребята, вы представляете, нас приглашают в гости в математическую галактику. Особенно нас хотят видеть четырехугольники. Как вы думаете, кто живет на планетах в математической галактике? (ответы детей).

    Да, ребята, там живут цифры, числа, геометрические фигуры, задачи, примеры, знаки, часы, загадки, задания. И все там что-то считают, пересчитывают, составляют и решают задачи, отгадывают загадки, выполняют задания. Вы согласны туда полететь? (ответы детей).

    Да, мы трудностей не боимся и можем смело отправляться в космическое путешествие в математическую галактику. Ребята, а на чем же мы полетим?

    Ответы детей (ракета, космический корабль… и т.д.).

    Да, нам надо построить космический корабль. У меня есть план построения космического корабля. (Показывает план).

    Дети “строят” ракету их мягких модулей по образцу.

    Воспитатель: Космический корабль готов?

    Дети: Готов!

    Воспитатель: К старту космического корабля приготовиться!

    Дети: Есть приготовиться…

    Воспитатель: Включить приборы!

    Дети: Есть включить приборы.

    Воспитатель: Завести моторы!

    Дети: Есть завести моторы.

    Воспитатель: Начинаем счет до 20!

    Дети считают до 20. Космический корабль стоит на месте.

    Воспитатель: Может, мы неправильно считали? Как же нам считать?

    Воспитатель: Начинаем обратный отсчет от 10.

    Дети и воспитатель: 10, 9……..1, 0 Пуск.

    (Звучит космическая музыка)

    Воспитатель с детьми “выходят” из ракеты и рассматривают планеты.

    Космический голос (аудиозапись или за ширмой озвучивает помощник по микрофону): “Добро пожаловать в математическую галактику. Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы откликнулись на мое приглашение. Мы очень любим таких умных и сообразительных ребят”.

    Дети подходят к планете №1.

    (На планете №1 закреплены звездочки с загадками).

    Воспитатель: Ребята, какие интересные планеты в этой галактике. Не успели подойти – уже задания задают. Отгадаем загадки?

    (Ответы детей).

    Воспитатель загадывает загадки о геометрических фигурах, дети отгадывают.

    Три вершины, три угла, три стороны – вот и я. (Треугольник)

    Нет углов у меня, а
    Похож на блюдце я,
    На тарелку и на крышку,
    На кольцо и колесо.
    Кто же я такой, друзья
    Назовите вы меня. (Круг)

    Он давно знакомый мой
    Каждый угол в нем прямой.
    Все четыре стороны
    Одинаковой длины.
    Вам его представить рад
    Как зовут его? (Квадрат)

    Воспитатель: Ребята, давайте построим живой квадрат. Пусть увидят, какие мы с вами изобретали. Кто хочет построить “живой” квадрат?

    Ребенок: Чтоб, построить квадрат, мне нужно выбрать четырех ребят одинакового роста, потому что у квадрата все стороны одинаковой длины и их 4.

    (Выбирает 4 детей и дети ложатся на ковер, изобразив квадрат).

    Воспитатель: А квадрат “живой”? Сейчас проверим. (Поглаживает, щекотит, вызывает улыбку у ребят).

    Воспитатель с детьми подходят к планете №2.

    Воспитатель: Ребята, это задание мне. Я надеюсь, что с вашей помощью, справлюсь с заданием. Садитесь пожалуйста. Я расскажу сказку.

    Жили-были квадрат и круг (показывает ). Они очень дружили. Ходили в один детский сад, в одну группу. Однажды квадрату купили компьютер. Он решил пригласить подружку в гости – показать компьютер, поиграть немножко. И вот они пришли к нему домой.

    Сначала квадрат, как воспитанный мальчик, познакомил свою подружку со своими родственниками.

    (Воспитатель выставляет “портрет” прямоугольника.)

    Это мой папа – Прямоугольник. Мы с ним очень похожи.

    (Воспитатель изменив интонацию, спрашивает у детей, чем же они похожи?) (Если дети затрудняются, объясняет сам.).

    (Предположительные ответы детей: 4 угла, 4 стороны, углы прямые).

    Это моя мама, - продолжает квадрат, - ее зовут Ромб. Мы с ней тоже очень похожи.

    Это моя сестра – Трапеция. Мы с ней тоже очень похожи.

    (Ответы детей на вопрос “Чем они похожи?”).

    Это мой брат – Параллелограмм. Мы с ним тоже похожи.

    А фамилия у нас – Четырехугольники.

    Познакомил свою подружку со всеми родственниками и пошли в комнату играть в компьютер.

    Воспитатель: Вот такая сказка. Я отвечаю на вопрос. Геометрические фигуры, у которых 4 угла и 4 стороны называются четырехугольниками.

    Дети с воспитателем подходят к планете №3.

    Воспитатель: Ребята, Четырехугольники хотят с вами поиграть в прятки.

    (На доске квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, параллелограмм).

    Посмотрите внимательно на фигуры и запоминайте их. Давайте все вместе их назовем. (Называют фигуры ).

    Когда зазвучит музыка, вы танцуете космические танцы, а когда музыка остановится, подходите к четырехугольникам и называете, кто спрятался.

    После игры воспитатель: Давайте, ребята, назовем одним словом, с какими фигурами мы играли? (ответы детей ).

    Дети с воспитателем подходят к четвертой планете.

    (Воспитатель берет листы с заданием, прикрепленного к планете №4 и зачитывает детям). Дети садятся за столы (Рисунок №1).

    Ребята, посмотрите внимательно на листочки и послушайте задание.

    Лягушка заблудилась в математической галактике. Ей надо добраться до своего болота. Она может прыгать только по кочкам четырехугольной формы. Если вы заштрихуете все четырехугольники – лягушка увидит, куда прыгать и доберется домой. Поможем лягушке? Начинаем работу.

    Дети выполняют работу самостоятельно.

    Воспитатель: Ребята, здесь конечно очень интересно, но нам пора домой на Землю.

    Воспитатель с детьми садятся на ракету, обратный счет от 10. Звучит космическая музыка.

    Воспитатель: Прилетели, ребята.

    Берет микрофон и “превращается” в корреспондента.

    Здравствуйте дорогие ребята. Я корреспондент газеты “Детский мир”. Я очень рада, что вы удачно приземлились. Скажите, пожалуйста,

    1. Где вы были?
    2. Кто живет в математической галактике?
    3. Чем вы занимались?
    4. Вам понравилось?
    5. Еще хотите полететь?

    Спасибо, ребята, за интервью, всего вам хорошего.

    Звучит аудиозапись “Падение метеорита”.

    Воспитатель: Ребята, держите головы, метеориты падают.

    Подходят к “метеориту” и находят внутри сюрприз – четырехугольные печенья.

    Радиошум. Воспитатель надевает наушники: “Да… да…прием….получили…молодцы…спасибо…”

    Ребята, у меня спросили, получили ли мы угощения и сказали, что вы просто молодцы!.

    Для закрепления знаний, в совместной деятельности можно поиграть в игру “Теремок”. Цель игры продолжать развивать способность к выделению признаков четырёхугольников и умению сравнивать.

    Игровое правило: ведущий сидит в “теремке”. Дети имеют различные геометрические фигуры. В теремок может попасть только тот, чья фигура похожа на фигуру ведущего.

    Игровое действие:

    Тук, тук, кто в тереме живёт?

    Я квадрат.

    Пусти меня к себе жить. Я ромб.

    Пущу, если скажешь, чем мы похожи.

    У тебя 4 угла, и у меня 4 угла, у тебя 4 стороны, и у меня 4 стороны…..и т.д.

    Конспект НОД для детей старшей группы по математическим знаниям. Открытое занятие "Путешествие в Страну Математики".

    Подготовила и провела: Воспитатель

    Сафонова Е.Н.

    Обухово. 2018.

    Программное содержание:

    Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий умение практически их использовать посредством игры - путешествие.

    Задачи:

    Образовательные

    1. Упражнять в составлении множества из разных по качеству элементов (предметов разного цвета), в получении равенства из неравенства путем убирания или добавления одного предмета;
    2. Закреплять навык прямого и обратного счета, дней недели путем выстраивания числового ряда в прямом и обратном порядке;
    3. Закреплять представления детей о геометрических фигурах: умение различать и сравнивать по свойствам (по цвету, форме) такие геометрические фигуры как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник; знакомство с трапецией.
    4. Формировать мыслительные операции.

    Развивающие:

    1. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.

    Воспитательные:

    7. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

    Оборудование и материал:

    Доска магнитная; письмо, украшенное цифрами и геометрическими фигурами; карточки с заданиями из письма; геометрические фигуры разных цветов и размеров; мяч; числовые карточки от 1 до 10 (1комплект); счетные палочки на каждого ребенка; медали.

    Организационный момент

    Дети проходят в группу.

    Восп: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

    (Дети здороваются, выстраиваются на коврике)

    Пока дети выходят, воспитатель достает конверт.

    Воспитатель .: Ребята посмотрите и скажите что у меня в руках? (Письмо)

    Да, правильно. Вам интересно от кого это письмо?

    Да.

    Сейчас я его открою и прочту.

    Читает письмо

    « Здравствуйте, друзья! Пишет Вам Королева страны Математики. Я за вами долго наблюдала, как вы интересно играли на занятиях по математике. В моей стране произошла путаница, и я хочу вас пригласить к себе, чтобы помогли мне навести порядок.

    Поможем, ребята?

    Да.

    А чтобы нам попасть в страну, нужно произнести волшебные слова:

    Мы идем, мы идем, никогда не устаем!

    Все преграды на пути можем запросто пройти! (шагают на месте).

    Основная часть.

    Воспитатель подходит к доске, и обращает внимание детей на доску, где в беспорядочном положении находятся карточки с цифрами.

    1 задание. - Ребята, цифры забыли свои места, давайте поможем им найти своё место.

    - Дидактическая игра «Построй цифры»

    Под музыку дети берут цифры и выстраиваются с ними по порядку ), затем воспитатель просит каждую «Цифру» назвать своих соседей (дети называют).

    По окончании игры складывают цифры и садятся за столы.

    Дети проходят за столы, где для каждого ребенка лежит набор из 5 геометрических фигур: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и счетные палочки.

    Воспитатель читает следующее задание: Ребята, геометрические фигуры забыли свои имена, напомним фигурам, как их зовут?- Да.

    - Дидактическая игра «Отгадай фигуру»

    Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают геометрическую фигуру, о которой говорится в загадке.

    1. Три вершины,

    Три угла,

    Три сторонки

    Кто же я? (треугольник)

    Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на треугольник.

    1. Он давно знакомый мой,

    Каждый угол в нем прямой,

    Все четыре стороны

    Одинаковой длины.

    Вам его представить рад.

    А зовут его…(квадрат).

    Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на квадрат.

    1. Нет углов у меня

    И похож на блюдце я,

    На тарелку и на крышку,

    На кольцо, на колесо.

    Кто же я такой, друзья?

    Назовите вы меня! (Круг)

    Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на круг.

    4.Эти фигуры по городу мчат,

    в садики, школы развозят ребят.

    Едут автобус, троллейбус, трамвай.

    Ты на дороге, смотри, не зевай!

    На эту фигуру похожи дома.

    О чем говорю я? Ответьте, друзья!

    (прямоугольник)

    5. Он похожий на яйцо

    Или на мое лицо.

    Вот такая есть окружность

    Очень странная наружность.

    Круг приплюснутым стал.

    Получился вдруг…(овал)

    Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на овал.

    Молодцы, ребята, а теперь давайте немного разомнемся, выходите на коврик и вставайте в кружок.

    Физкультминутка

    Мы играли и считали (шагают на месте )

    Дружно вместе пошагали

    Ручками похлопали – один, два, три, (хлопают)

    Ножками потопали – один, два, три. (топают)

    Встали- сели, встали-сели , (приседают)

    И друг друга не задели.

    Выше руки, шире плечи (поднимают руки)

    Раз, два, три – дыши ровней! (делают вдох)

    Мы немножко отдохнем

    Воспитатель читает третье задание

    Ребята, Дни недели забыли свои имена. Давайте им напомним! Но сначала скажите, сколько дней в неделе?

    Семь.

    - Дидактическая игра «Назови день недели»

    Дети передают мячик по кругу и называют по порядку дни недели.

    Дорогие гости, ребята приготовили для вас сюрприз– сейчас они превратятся в Дни недели и прочитают для вас свои стихи. Дети берут цифры, соответствующие дню недели и выстраиваются по порядку.

    1-й ребенок «понедельник»

    Детский сад, детский сад

    Каждый день ждет ребят.

    Здесь забавы и игрушки.

    Куклы, книжки, погремушки.

    В понедельник мы считаем,

    Прибавляем, вычитаем.

    2-й ребенок (вторник):

    Вторник – тут спортивный день,

    Бегать, прыгать нам не лень.

    3-й ребенок (среда):

    В среду – музыка у нас

    Мы танцуем – просто класс.

    4-й ребенок (четверг):

    Книгу мы в четверг читали,

    Много нового узнали.

    5-й ребенок (пятница):

    В пятницу лепили птиц:

    Снегирей и синиц.

    6-ой ребенок (суббота):

    А в субботу с воскресеньем

    С мамой мы пекли печенье

    7-й ребенок (воскресенье):

    С папой с горки мы катались

    А потом в снегу валялись.

    Молодцы, ребята (дети кладут карточки на стол и садятся).

    А теперь выходите, давайте немножко поиграем (дети выходят и занимают свои места):

    - Д/и «Сосчитай и сделай»

    Воспитатель показывает карточку с цифрой и говорит: «Столько раз присесть (прыгнуть, хлопнуть, топнуть и тд.), а дети должны в соответствии с числом на карточке произвести соответствующее количество раз заданное действие.

    3 раза хлопнуть

    6 раз топнуть

    4 раза присесть

    10 раз прыгнуть

    И тд.

    Молодцы, ребята.

    Дети проходят за столы

    А сейчас давайте поиграем еще в одну игру. Она называется «Назови на один больше (меньше)»

    - Дидактическая игра «Назови на один больше (меньше)»

    Воспитатель кидает мяч и называет число. А ребенок, отбрасывая мяч обратно воспитателю, называет число на один больше (меньше)

    И последнее задание:

    - Дидактическая игра «Веселые задачки»

    Мы будем их решать с помощью счетных палочек (Воспитатель читает задачку, а дети выкладывают на столах счетные палочки ).

    1. Ежик поставил в вазочку 4 желтых листочка и 2 красных. Сколько всего листочков в вазе?

    2. У зайчонка было 6 морковок, 1 морковку он подарил медвежонку. Сколько морковок осталось?

    3. Около моста растут 4 березы и 4 липы. Сколько всего деревьев около моста?

    4. У белочки было 10 грибов, 3 гриба она отдала Ёжику. Сколько грибов осталось у белочки?

    Итог:

    Ребята, вам понравилось наше занятие? А теперь давайте проверим, все ли вы запомнили: я буду называть, что бывает, и если назову правильно - похлопайте в ладоши, если неправильно – покачайте головой.

    Тюрина Анастасия Геннадьевна
    Конспект открытого занятия в старшей группе по ФЭМП «Путешествие по математике »

    Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему :

    « Путешествие по математике » .

    Провел и подготовил : воспитатель Тюрина Анастасия Геннадьевна

    Цель : Развитие памяти, мышления, умения ориентироваться в пространстве и времени , вести счет до десяти.

    Задачи :

    Образовательные :

    Закрепить счёт в пределах 10, называть смежные числа заданного числа, сравнивать их. Закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение решать простые арифметические задачи, используя логическое мышление. Закреплять знания о временных отношениях :днях недели.

    Развивающие :

    Развивать пространственное воображение , умение ориентироваться во времени, познавательный интерес;

    развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать; формировать навыки самостоятельной работы;

    Воспитательные :

    Воспитывать интерес к математическим занятиям ;

    развивать самостоятельность;

    воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;

    воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща, парами.

    Образовательные области :

    Познавательное развитие (ФЭМП )

    Социально – коммуникативное развитие (игровая деятельность)

    Речевое развитие (речевая деятельность)

    Методические приемы : вопросы, упражнения, игры, задания.

    Структура занятия:

    1. Вводная часть (1 минута).

    2. Основная часть (23 минут). Цель: реализация поставленных задач. 3.Анализ занятия (1 минута).

    Ход занятия:

    В группу заходят дети и педагог.

    Я сейчас скажу Вам « волшебное » слово – «Здравствуйте!» .\

    Ты скажешь человеку, «Здравствуйте!»

    Когда люди говорят здравствуйте, они не только приветствуют друг друга, но и желают друг другу здоровья. Вот и я сейчас говорю «Здравствуйте» , приветствую и желаю здоровья и вам и нашим гостям. Поздоровайтесь и вы, с нашими гостями.

    Дети говорят «Здравствуйте!»

    Педагог : Дети, сегодня мы отправимся в путешествие по математике » . Но чтобы отправится нужно получить пригласительный билет. А для этого надо правильно ответит на мои вопросы.

    «Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на свое место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему».

    Ребята составляют числовой ряд от 1 до 10.

    - Артем, посчитай числа по порядку, как ты их расставил;

    Дима, какое число ты поставил после числа 4?

    Ралина, какое число у тебя число стоит перед числом 10?

    Амира, назови число, которое больше 5 на 1.

    Лина, назови соседей числа 8.

    Кирилл цифра 3 между какими цифрами стоит?

    Педагог : Молодцы! Все справились с заданием и мы с вами получили пригласительный билет в сказочную страну . И можем отправляемся в путь.

    Организационный момент :

    А теперь всем детям встать,

    Руки высоко поднять.

    Пальцы сжать, потом разжать,

    Руки вниз и так стоять.

    Отдохнули мы немножко

    И отправились в дорожку.

    Педагог : Вставайте друг за другом и мы отправимся по этой тропинки в путешествие. Дети а тропинка у нас какая?

    Дети: узкая

    (Дети идут по тропинке)

    Задание 1: На столе лежит оранжевый конверт. Задание : Это волшебные часы : по ним определяем не время, а день недели. Давайте ответим на вопросы:

    Первый день недели называется? –понедельник….

    Сколько всего дней недели?

    Сколько рабочих?

    Сколько выходных?

    Какой сегодня день недели?

    Молодцы?

    И с этим заданием вы справились!

    Воспитатель: Перед нами дорога. Дорога какая у нас?

    Дети: широкая

    Дети идут на дороге.

    Задание 2. На столе лежит фиолетовый конверт. В нем лежит квадрат в грустным лицом. Что случилось? Почему такой грустный? « Злой волшебник заколдовал дом в моем городе, он распался на 4 части. А какие были дома, какой формы? Ребята, а вы догадались Дети: Квадратной. Помогите мне, пожалуйста!»

    Ребята, на каждом столе лежат известные вам нетающие льдинки, давайте поможем Квадрату и соберем дом? Какой геометрической формы он будет?

    Дети отвечают, что квадратной формы.

    Работа в группах: 1 группа собирает квадрат из 4 квадратов, 2 группа – из четырех треугольников.

    Молодцы!

    Дети идут по веревке.

    Задание 3. Незнайка все-все перепутал. Это игра-испытание «Верно- неверно» поможет исправить ошибки.

    Если вы услышите то, что считаете верным, хлопайте, а неправильно – качайте головой.

    - утром солнышко встает;

    Вечером люди завтракают;

    Днем ярко светит луна;

    Утром дети идут в детский сад;

    В неделе семь дней;

    После понедельника идет среда;

    Всего 6 времен года;

    Зима наступает после осент.

    Молодцы! А теперь перед нами болото и только виднеются маленькие остравки. Нужно по ним пройти не упасть в болото, а то утонете.

    Задание 4: А теперь давайте немного разомнемся и поиграем в мяч. Бросаю мяч ребенку и задаю вопросы. Сколько «глаз» у светофора? Сколько хвостов у четырех котов? Сколько ног у воробья? Сколько лап у двух медвежат? Сколько в комнате углов? Сколько ушей у двух мышей? Сколько хвостов у двух коров? Сколько рук у двух ребят?

    Молодцы, ребята.

    «Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в математике.

    Что же, настало время возвращаться. Садимся на стульчики. Мне очень понравилось наше путешествие , а вам? А что вам понравилось больше всего? А сколько всего было заданий? Замечательно

    До новых встреч!

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад обшеразвивающего вида №53» Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ

    Конспект открытого занятия в старшей группе по ФЭМП «Путешествие по математике»

    Составили воспитатели: Тюрина А.Г.

    Нижнекамск 2016




error: Контент защищен !!