Форма работы с детьми – «успех. календарь

Что такое добрые дела? Это поступки, которые человек совершил не ради своей выгоды, а для того, чтобы помочь кому-то или сделать приятное. О добрых делах народ сочинил множество пословиц и поговорок: "Жизнь дана на добрые дела", "Доброе дело песней звенело", "Доброе дело два века живет" и много других. Какие же добрые дела по силам ребенку? Да очень многие!

Иногда в школе, как правило это 1, 2, 3, 4 классы, по русскому языку или литературе задают домашнее задание написать список добрых дел на какой-либо день или неделю. Задание не сложное, но нужно подумать, а мы вам с этим поможем. И чур, все добрые дела из списка выполнить по честному!

Примеры добрых дел: снять кошку с дерева, помочь знакомой пожилой женщине донести сумку до дома, покормить бездомное животное, убрать в мусорный бак брошенную кем-то бумажку, посадить цветы во дворе, стереть со стены нецензурную надпись, помочь кому-то выйти из транспорта (или войти). Будьте внимательны к людям. Пропустите кого-то без очереди (старика; мамочку с ребенком; кого-то, кто очень спешит…) Всегда помогайте мамочке, которой трудно спустить по ступенькам коляску; деду старому, который читает состав продукта и ничего не видит. Но добрые дела - это не только те, которые совершаются ради незнакомых людей или животных. Дома ребенок тоже может сделать массу добрых дел.

Список добрых дел на день

  1. Помыл пол в коридоре.
  2. Сделал уборку в зале.
  3. Помог маме вымыть посуду.
  4. Полил цветы.
  5. Вынес мусор.
  6. Сходил в магазин за молоком.
  7. Помог бабушке на даче.
  8. Участвовал с родителями в субботнике во дворе.
  9. Покормил бездомных кошек.
  10. Собрал мусор на улице везде, где шел.

Список добрых дел на неделю

  1. Помочь маме с генеральной уборкой в квартире.
  2. Сделать кормушку для птиц.
  3. Покормить бездомных кошек.
  4. Отдать свои старые игрушки детям в детский дом.
  5. Помочь соседке-старушке вынести мусор.
  6. Помыть во дворе испачканные скамейки и качели. (Зимой - сделать горку из снега для малышей.)
  7. Посадить цветы во дворе перед домом (полить, прополоть).

А еще могут быть небольшие и вроде не заметные на первый взгляд добрые дела, которые кому-то могут поднять настроение:

  • Рассмешить кого-то
  • Позвонить знакомому или родственнику, с которым давно не общался
  • Сделать за кого-то в семье работу по дому
  • Сделать сюрприз своими руками (открытку, закладку)
  • Написать кому-то записочку с добрыми словами
  • Улыбаться всем, кого встречаешь
  • Здороваться со всеми, даже незнакомыми
  • Сказать родным, как сильно их любишь
  • Быть добрее к тем, кто не очень нравится
  • Предложить помощь тому, кто в ней нуждается
  • Сделать кому-то комплимент

Взгляды многих педагогов на поощрение ребенка в семье кардинально разнятся. Одни приветствуют все формы поощрения ребенка дома, другие уверены в том, что хорошее поведение, прилежная учеба и посильное выполнение обязанностей по дому – понятия само собой разумеющиеся, никакой дополнительной «награды» не заслуживающие. Так нужно ли поощрять ребенка, и если да, то как это делать?

Существует много ситуаций, когда ребенок заслуживает меры поощрения: оно может быть наградой за выполнение домашней работы, за то, что он посидел с младшим братом или сестрой, достиг определенных вершин в школьных занятиях или секциях и кружках, иногда ребенка поощряют просто за хорошее поведение.

Многие взрослые считают, что поощрениями при воспитании детей они подкупают малыша и «покупают» таким образом его хорошее поведение. На самом деле это не так, почти все формы поощрения ребенка очень важны в воспитательном процессе.


Некоторые методы поощрения ребенка могут также использоваться в побудительных целях, чтобы он лучше сдал экзамен или написал контрольную работу. В общем, для поощрения существуют самые различные поводы и причины, но иногда бывает так, что для этого не требуются причины и поощряют просто так. В таких семьях довольны все: и тот, кто награждает, и тот, кого награждают.

Но, к сожалению, довольно часто встречаются семьи, где родители по разным причинам не желают признавать успехов и достижений ребенка. Они считают, что хорошее поведение малыша — это что-то естественное, само собой разумеющееся и не заслуживающее похвалы.

Как же поощрять ребенка, чтобы не избаловать его? Надо знать, что награда и поощрение не обязательно должны быть материальными. Это могут быть и улыбка, и ободряющие слова. Современные дети начинают больше ценить нематериальные награды, как бы странно это сейчас ни звучало.

Дети доподросткового возраста учатся быть хорошими, делать не только то, что им нравится, но и начинают понимать, что хорошее отношение зависит от приложенных ими усилий — это происходит в случае, когда родители используют награду как поощрение за хорошее поведение.

В современном мире, когда большинство родителей постоянно находятся на работе, дети отчаянно нуждаются во внимании мамы и папы, поэтому для многих большей наградой станет не покупка новой игрушки или телефона, а просто присутствие любимых родителей рядом. Можно объединить поощрение и совместное времяпрепровождение, которое так необходимо» ребенку, например, всем вместе отправиться в аквапарк, кафе или на прогулку.

Дети младшего возраста с удовольствием послушают на одну сказку больше, чем обычно, в качестве награды за хорошее поведение в течение дня. Также малышу можно разрешить дольше погулять во дворе со сверстниками.

Если ребенок достигает определенных успехов в школе или спортивной секции, он, конечно же, заслуживает похвалы или даже поощрения, но родители должны помнить, что учитывать нужно не только конечный результат, но и усилия, которые он приложил к этому делу, проявленное им трудолюбие. У каждого ребенка разный уровень способностей, поэтому поощрять за одни лишь таланты нельзя, большее внимание стоит уделять детям, которым что-либо дается с трудом. Таких детей чаще ругают, чем подбадривают, а ведь именно они больше других нуждаются в одобрении.

При поощрении надо обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка. Скромный или потерявший веру в себя малыш заслуживает большего внимания и, соответственно, некоего поощрения. А вот самоуверенный и заносчивый ребенок требует более осторожного подхода в плане поощрения.

В моменты, когда дети противятся воле родителей или стараются сделать все наоборот, можно воспользоваться поощрением, чтобы ребенок наконец исполнил то, о чем его просят, вместо того чтобы угрожать наказанием. Награда довольно часто побуждает малыша к сотрудничеству. Например, если ребенок слишком медленно ест, да еще и капризничает при этом, скажите: «Если ты сейчас быстренько все доешь, мы сможем сходить и покататься на твоей любимой горке/погулять на полчасика дольше».

Перед родителями зачастую встает вопрос: как правильно поощрять детей, чтобы не причинить им вреда, чтобы они не выполняли приказы и поручения только из желания получить награду?

Психологи советуя, какие меры поощрения нужно применять к ребенку, рекомендуют следующее:

  1. Если вы используете словесный метод поощрения, то он может быть выражен словами «хорошо», «правильно», «умница». Произнося данные слова, достаточно просто улыбнуться, одобрительно посмотреть на ребенка, погладить его по голове, так он почувствует, что мама и папа довольны его поведением, тем, как он выполнил то или иное задание. Словесное поощрение не менее важно для ребенка, чем материальное.
  2. Время от времени ребенок может получать небольшие награды. Получая их, у него появляется естественное желание доставить родителям ответную радость.
  3. Предусмотрительные родители всегда имеют в запасе несколько способов поощрения в семье: когда ребенок ведет себя плохо, они используют один из них: например, почитать книгу, поиграть в любимую игру вместе, испечь любимый пирог, пойти вместе за покупками, купить любимую сладость, вместе посмотреть телевизор и др.
  4. Ещё один пример поощрения ребенка – это подарок. Но такой метод поощрения ребенка в семье надо использовать крайне осторожно. Дарить следует только то, что будет способствовать умственному и физическому развитию ребенка: книги, развивающие игры и спортивные принадлежности, инструменты, конструкторы и др. При выборе способа поощрения нужно руководствоваться индивидуальными особенностями своего ребенка.

Нужно ли поощрять ребенка и как можно это правильно делать?

Все меры поощрения ребенка в семье должны приносить не только радость, но и выполнять воспитательную функцию.

Для этого существует несколько простых правил, которых стоит придерживаться родителям.

  1. Любое поощрение должно соответствовать поведению и поступкам детей, т. е. быть справедливым. Не имеет смысла хвалить, дарить подарки или снимать запреты за все хорошие поступки или применение уже знакомых ребенку навыков. Например, малыш научился самостоятельно завязывать шнурки, за это можно поощрить, но делать это всякий раз, когда он повторяет данное действие, не надо. И наоборот, нельзя обходить вниманием более значимые поступки. Например, ребенок помог маме вымыть посуду, убраться.
  2. Не стоит поощрять ребенка из чувства жалости. Если, например, его обидели на детской площадке, не стоит успокаивать его конфетой или шоколадкой, лучше помочь ему, научив, как правильно поступать в подобной ситуации.
  3. Нельзя похвалой и подарками покупать расположение ребенка к себе. Лучше попытаться наладить с ним доверительные отношения при помощи общения.
  4. Постепенно нужно стремиться отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за какие-то его действия, так как он всякий раз станет требовать подарки. Нужно объяснить ему, что поступки совершаются бескорыстно.
  5. Если родители хвалят ребенка, то всегда надо делать акцент именно на том действии, которое они поддерживают, чтобы малыш знал, что можно и нужно делать.

Как ребенок реагирует на поощрение дома

У каждого ребенка свой тип темперамента, поэтому для каждого из них одно и то же обещание награды можно сформулировать совершенно по-разному.

Обещая что-либо чувствительному и впечатлительному ребенку, лучше сделать упор на чувства. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твои любимые аттракционы, сможем покататься на них дольше. На улице светит чудесное солнышко. Нам будет очень весело и тепло под таким солнышком».

Активному ребенку при обещании поощрения надо делать акцент на самом действии. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твои любимые качели, ты покатаешься на них подольше. А еще покатаешься с горки и на велосипеде».

В зависимости от того, как ребенок реагирует на поощрение, можно обратить его внимание на чувственные ощущения. Обещание может звучать как сказка. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твою любимую площадку, побудем там подольше. Ты помнишь, какие там необычные качели? Они как машинки, а еще там много домиков, в которых, наверное, живут роботы. А горка как ракета, в ней можно улететь в космос».

Восприимчивому ребенку, обещая поощрение, нужно говорить о времени. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. После того как мы сходим в магазин, мы зайдем с тобой на твои любимые качели, ты покатаешься на них подольше. Сейчас ты поможешь мне, а позже у нас будет время сходить погулять».

Вовсе не обязательно формулировать свои обещания согласно конкретному темпераменту, хотя, несомненно, такая постановка вопроса действует на ребенка лучше, но можно высказать свое обещание и простыми словами.

Родителям также стоит помнить и том, что поощрять ребенка нужно после того, как он совершил какой-то хороший поступок. Если награда дается авансом, то в таком случае ребенок получает твердую уверенность в том, что можно получить что-то хорошее взамен чего-то.

Формы поощрения дома ребенка подросткового возраста

Конечно, надо понимать, что необдуманное использование всех способов поощрения ребенка наносит большой вред воспитанию. Дети, которых поощряют за каждый правильный шаг, не видят границ дозволенного, им трудно определять, где заканчивается то, что можно, и начинается то, что нельзя. У такого ребенка развивается перфекционизм, когда, стремясь к лучшему результату, он не в состоянии принять препятствия на своем пути, сильно переживает по поводу неудач. Особенно тяжело это сказывается во взрослой жизни, которая полна препятствий и сложных задач.

Прибегая к чрезмерному использованию похвалы, родители формируют у своих детей завышенную самооценку, эгоизм, себялюбие. В данном случае у ребенка отсутствует уважение к родителям, другим взрослым, а также сверстникам.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, ему в качестве поощрения уже недостаточно шоколадки, он также не пойдет кататься на качелях, т. е. у подростка возникают другие потребности и родителям приходится подстраиваться под них. Как можно поощрять ребенка-тинейджера? Детям в таком возрасте нужны деньги и помощь. Не стоит предлагать деньги ребенку слишком часто, если соблюдать меру, такой вид поощрения оказывается достаточно эффективным.

Если подросток, например, не хочет выполнять просьбы родителей или тратить время на то или иное занятие, родители могут просто предложить ему увеличить количество карманных денег или дать ему небольшую сумму, если он на что-то копит. Если же в семье нет лишних денег, то родители могут предложить ребенку свозить его туда, куда ему нужно, или помочь выполнить какую-то из его домашних обязанностей.

В ГОРОДЕ ОРЕНБУРГЕ ПРОХОДИТ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ

«ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ» В ЧАСТИ БЛАГОУСТРОЙСТВА ДВОРОВЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ, ОРГАНИЗАЦИИ ПЕШЕХОДНЫХ ПОТОКОВ НА ТЕРРИТОРИЯХ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИЛЕГАЮЩИХ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ.

ПРОСИМ ПРИНЯТЬ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ОБСУЖДЕНИИ ДАННОНГО ПРОЕКТА НА ОФИЦИАЛЬНОМ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЕНБУРГА!

Таблица поощрения ребенка 7 лет

Наказания и поощрения

Поощрения и наказания – это не кнут и пряник. Это две сложные воспитательные технологии, которыми каждый родитель должен владеть в совершенстве. Вот только таких компетентных родителей встречается довольно мало. По правилам поощрения и наказания написана не одна методика, и было бы неплохо маме и папе с такими методиками знакомиться.

Первое, что следует знать – все поощрения и наказания должны отвечать нескольким принципам:

1) Он должны служить внешним побудителем внутренней активности ребенка.

2) Они должны быть существенными, затрагивать интересы ребенка.

3) Они должны быть справедливыми.

4) Должны учитывать все возрастные особенности, характер отношений ребенка в коллективе, отношения с педагогом или воспитателем.

5) В обязательном порядке должен проводиться анализ ситуации и причин

Наказания

Существует четыре вопроса, на которые необходимо ответить, чтобы наказать правильно. Это вопросы «Кого?», «За что?», «Когда?» и «Как?». Возможно, кому-то эти вопросы покажутся смешными – мол, и так понятно, за что, кого и как. На самом деле, очень часто взрослые недостаточно ясно отвечают себе на них, а наказание получается не только мало эффективным, так еще и усугубляет ситуацию.

Итак, прежде всего, вопрос «Кого?». Понятное дело, что ребенка! Но ведь и дети бывают разные. Учитывать нужно все: физическое состояние ребенка, особенности развития, особенности мышления и восприятия. Наказание не может быть универсальным для всех детей – к каждому необходим особый подход.

Второй вопрос – «За что?». Представьте ситуацию: ребенок играл в мяч и разбил окно. Родители кричат на него и начинают припоминать, что он оболтус, учится плохо, посуду мыть не хочет, да и вообще по всем параметрам никудышный сын, и наказывают его даже не столько за разбитое окно, сколько за то, что им не нравится его поведение в целом. Это огромная педагогическая ошибка. Наказывать ребенка можно за конкретный проступок. Все, что было раньше, забудьте и не приплетайте к данному случаю, иначе малыш просто не поймет, в чем он конкретно виноват, и просто обозлится на вас.

Кроме того, уверены ли вы, что ребенок действительно заслуживает какого бы то ни было наказания? Или это просто влияние минутных эмоций?

Вопрос «Когда?» - это вопрос срока давности, который, в общем-то, вытекает из предыдущего. Припоминать ребенку старые проступки бессмысленно – он уже не испытывает чувства вины, уже не помнит, что сделал что-то не так. Это неэффективно и очень повредит вашим отношениям.

Последний вопрос – «Как?». Наказание должно быть соразмерно проступку. Нельзя запирать ребенка дома на неделю за невымытую посуду. Но нельзя и ограничиваться излишне легким наказанием за серьезный проступок, а то и совсем не наказывать за него.

Вообще, в педагогике существует 7 основных правил любого наказания:

1) Наказание не должно нести вред здоровью ребенка.

2) Если вы сомневаетесь, стоит наказывать или нет, то не наказывайте.

3) За один проступок может быть только одно наказание.

4) У каждого наказания есть срок давности.

5) Если ребенок наказан, значит, он прощен.

6) Ребенка нельзя унижать.

7) Ребенок не должен бояться наказания, а должен бояться огорчения.

Есть случаи, в которых наказывать ребенка нельзя вообще – когда он болен, когда ест, сразу после сна, перед сном, когда играет. Нельзя наказывать после физической или душевной травмы, если у ребенка что-то не получается, если вам непонятны внутренние мотивы его поступка и если вы сами не в себе.

И помните, что физическое наказание – это признание собственной несостоятельности как воспитателя.

Поощрения

Когда вы хотите поощрить за что-то ребенка, то руководствуйтесь все теми же четырьмя вопросами. Но помимо них существует множество нюансов правильной похвальбы.

Во-первых, надо учитывать тип ребенка. По отношению к похвале разделяют три типа детей:

  1. «Омега» или «якобы неполноценный» - это дети, которые по своему мнению и мнению окружающих детей имеют какой-то недостаток, хотя эта оценка не совсем объективна. Например, это дети, которые носят очки или дети с избыточным весом. Таких детей нужно хвалить почаще, чтобы у них не формировались комплексы.
  1. «Альфа» или «сверхполноценные» - это талантливые и умные дети. Их нужно хвалить за уже совершенные достижения, но не за будущие, иначе они легко могут зазнаться и у них пропадет стремление к совершенству.
  1. «Тата» или «сверхчувствительные» - у этих детей обостренная чувствительность к оценкам. Они тяжело переживают критику, а в похвалах и поощрениях нуждаются, пожалуй, больше всех.

Обязательно хвалите и поощряйте ребенка не только за достижения, но и после потерь, неудач, несчастной любви… И просто так.

Видов поощрений и похвалы тоже бывает несколько:

  1. Компенсация – когда хвалят за то, что есть.
  2. Аванс – когда хвалят за то, что будет. Довольно опасный вид поощрения, в некоторых случаях может подстегнуть ребенка к достижению цели, а в некоторых – отбить желание что-либо делать.
  3. Косвенное одобрение – это способность хвалить не хваля. К нему относится, например, равенство прав с ребенком. Иногда такое поощрение действует лучше любого материального.
  4. Взрыв любви – это похвала за то, чего никогда не будет. Используется лишь в самых крайних случаях, например, если ребенок угрожает самоубийством.

Учитесь правильно ругать и правильно хвалить, а еще любите своего ребенка. Это те столпы, на которых держится хорошее воспитание.

www.prodetey.ru

Как поощрять ребенка? Большинство психологов утверждают, что зачастую родители делают это неправильно. Поэтому малыш может вырасти капризным эгоистом. Давайте разбираться вместе, используя распространенные методы.

Похвала

Психологи рекомендуют не хвалить самого ребенка, вынося одобрение только поступкам или действиям. Но давайте поставим себя на место отпрыска. Представьте ситуацию: стремясь угодить родителям, малыш убрался в комнате или вымыл посуду.

Что будет чувствовать ребенок, если не похвалить его самого? Правильно, горечь и обиду. Ведь комната или посуда не стали чистыми по мановению волшебной палочки. Кто-то же приложил для этого усилия? Он сам! А заслуженной награды не получил.

Поэтому оставляем психологов самих копаться в своих рекомендациях, и от души хвалим своего отпрыска за каждое положительное действие.

Важно! Ребенка невозможно перехвалить. Он будет рад любым добрым словам со стороны родителей. Особенно, если заслужил.

как правильно наказывать ребенка

Ласка

Такие простые действия, как поглаживания по голове или спинке, поцелуи и объятия, могут творить чудеса в процессе воспитания. Только не перебарщивайте с таким поощрением, иначе после каждого положительного действия чадо будет бегать к вам за наградой.

Кстати, не забывайте к ласке добавлять похвалу. Это нужно для того, чтобы ребенок понимал, за что его поощряют.

Немного поразмыслив, возникает другой вопрос: что делать с подростками? Дети такого возраста частенько весьма негативно относятся к «телячьим нежностям». Как быть?

Оказывается, выход есть. Как бы ни было печально, но многие подростки большую часть времени проводят в интернете. И там у них очень популярен мем, который называется обнимашки. Используйте его в общении с ребенком. Он не требует поглаживаний или поцелуев, да и вообще довольно шуточный.

Но, если вместо ласки сказать отпрыску: «Да ты молодчина, иди обнимашки!», то поверьте, эффект будет поразительный. Чадо ощутит свою нужность, и будет гордиться, что родители с ними на одной волне.

Совет. Покопайтесь в интернете и выучите несколько слов из подросткового сленга. Это весьма пригодится вам в общении с ребенком. Только не используйте подобные фразы во всеуслышание или на людях. Дети стесняются таких родителей. А вот тет-а-тет - всегда, почаще и к месту.

Снятие запретов

Конечно же, в разумных пределах. Расширение прав не должно становиться вседозволенностью. Это уже не поощрение, а разнузданность. Как делать правильно?

Например, за какой-нибудь положительный поступок (помощь по домашним хлопотам, правильное решение проблемы, выполнение домашнего задания) можно разрешить ребенку лечь спать немного позднее обычного времени. Но только здесь и сейчас, то есть сегодня, а не каждый день.

Малышу 2-4 лет рекомендуется позволить посмотреть больше мультфильмов. Чаду лет 5-7 можно разрешить купить что-либо в магазине самостоятельно, без помощи взрослых. Подростку - прийти домой с прогулки чуть позднее, чем положено. Но не забывайте золотое правило: поощрение хорошо тогда, когда оно одноразовое! Не стоит вводить снятие запретов на постоянной основе.

Совет. Прежде, чем поощрять ребенка подобным образом, изучите его привычки и желания. К сожалению, многие родители практически не знакомы с собственным чадом.

как правильно воспитывать детей

Совместное времяпрепровождение

Как ни грустно это звучит, но современный ритм жизни не позволяет родителям проводить с ребенком много времени. А иногда бывает еще хуже: папа в «танчиках», мама в социальных сетях, ребенок играет сам с собой.

Используйте в качестве поощрения совместные игры, занятия. Только не обучающие! Это должны быть именно игры, чтение книг, просмотр мультиков.

Для детей постарше правильным поощрением будет прогулка в парке, на детской площадке, катание на роликах вместе с родителями.

Подросткам подойдет совместный поход в кино, зоопарк, на аттракционы. Включайте фантазию, интересуйтесь у отпрыска, чем бы он хотел заняться вместе с вами.

Финансовое вознаграждение

Современные родители используют этот вид поощрения чаще всего. Вместо карманных денег ребенку выдается определенная сумма денег за положительные действия или поступки. Например, за уборку в доме или хорошую учебу.

Здесь психологи особенно активно стучат себя пятками в грудь, доказывая, что так делать нельзя! Но давайте уже посмотрим правде в глаза: без денег сейчас никуда и нигде. Особенно, если родители друзей или одноклассников просто дают своим детям деньги без повода. Вам нужна зависть вашего ребенка по отношению к окружающим? Нет? Значит, идем в ногу со временем, и поощряем отпрыска материально.

Но есть некоторое важные нюансы, которые следует соблюдать, используя денежный эквивалент похвалы:

  1. Сумма должна быть соразмерна поступку. Нельзя давать за мытье посуды 500 рублей, а за уборку комнаты 50.
  2. Об этих деньгах родители должны забыть. Ребенок имеет полное право воспользоваться ими по собственному усмотрению. Нельзя говорить, к примеру: «Это тебе на новые ботинки.»
  3. Установите ограничение. Например, за пятерку 10 рублей, но не более 100 рублей в неделю. Иначе чадо замучает учителей желанием отвечать у доски. Или вообще возьмет педагога в долю.

В противном случае, если платить ребенку за любую мелочь (надевание колготок или подметание пола), то можно добиться совершенно противоположного эффекта. Чадо будет требовать законное денежное вознаграждение постоянно и в возрастающих объемах.

Совет. Вот только не надо сейчас про ценность учебы и багаж знаний. Нынешняя реальность не позволит быть сытым и одетым, опираясь только на знания. И в магазинах за учебу не продают еду. Просто подходите к финансовому поощрению с осторожностью и тщательно все обдумав. Но не исключайте полностью.

как воспитать из мальчика настоящего мужчину

Подарки

Принцип действия такого поощрения сродни описанному в предыдущем пункте. Разница только в том, что деньги заменяются сладостями, игрушками, гаджетами, одеждой. Пресловутые психологи практически в один голос утверждают, что так поступать нельзя. Осмелюсь поспорить.

Ребенку важна не сама покупка или вожделенный предмет. Кто не сталкивался с ситуацией, когда игрушка-поощрение забывалась через 10 минут после покупки? Малышу нужно именно родительское одобрение сделанного поступка. Пусть даже это будет коробочка сока или упаковка фломастеров.

Приведу пример из собственной жизни. Сыну в 4 года был куплен леденец на палочке. Просто так, без повода. Размахивая конфетой во время прогулки, он ее уронил и даже не заметил. Через пару дней абсолютно такой же леденец был куплен в качестве поощрения за вытирание пыли на своем столе. И точно также конфета благополучно улетела на землю во время прогулки. О, что это было за горе! Слезы лились такие, что любой крокодил бы умер от зависти. «Мамуля, ну я же его заслужил! Я убирался, так старался!»

Естественно, сопли и слезы были вытерты, и третий леденец был торжественно вручен опечаленному ребенку. А вы говорите - не стоит поощрять чадо подарками.

Не выдавайте поощрения авансом. Ребенок уже в шестимесячном возрасте прекрасно умеет манипулировать взрослыми. Поэтому никогда не хвалите и не награждайте малыша заранее. У отпрыска должен быть стимул, а не желание получить свое любой ценой.

Не делайте соревнований между детьми за поощрение. Например, если один хорошо учится, а второй не имеет таких успехов, то исключите награду за отличные оценки из детской жизни. От слова совсем. Дух соревнований должен быть здоровым, а не обидным. Запомните это. Либо награждайте обоих детей независимо от полученных результатов, чтобы не посеять между ними вражду. Правда, тогда это нельзя назвать поощрением.

В финансовом виде награды есть интересная деталь. Кроме поощрения должны быть штрафы. За хорошие оценки - платим, за плохие - вычитаем. Очень удобно вести подсчет в специальной таблице. Ребенок научится считать свои карманные деньги, заодно вести учет. Это умение здорово пригодится во взрослой жизни.

Теперь вы знаете, как поощрять ребенка. Не скупитесь на похвалу, тогда ваше чадо станет нормальным человеком с прекрасным характером. Кстати, иногда ребенку бывает достаточно ободряющей улыбки родителя вместо материального вознаграждения. Так зачем изобретать велосипед?

как правильно воспитывать девочку

Видео: поощрение как метод воспитания детей

howtogetrid.ru

Виды поощрений и их эффекты в воспитании ребенка

Разрешение активности и расширение прав

Важно, чтобы такое поощрение не связывалось у ребенка с каким-то его конкретным достижением, оно должно говорить о принятии родителем самостоятельности ребенка. То есть применение такого поощрения должно восприниматься ребенком не как дань со стороны взрослого, наделенного властью, а как символ принятие родителем «взрослости» ребенка, высоким уровнем самостоятельности и ответственности. Безусловно, смысл применения такого поощрения есть только тогда, когда ребенок доказал перечисленные качества в своей ежедневной деятельности.

Детско-родительская деятельность

Такой способ поощрения ребенка заключается в предложении ему принять участие в какой-либо деятельности или игре с взрослым, которая привлекательная для ребенка. Несмотря на эффективность этого метода, нельзя допускать, чтобы время, проведенное с ребенком, выделялось только как средство поощрения. Родитель должен держать в уме, что общение с взрослыми, особенно в дошкольном возрасте, ведущая деятельность для малыша. Именно через общение он познает мир и выстраивает свою первую социальную позицию относительно других людей. Через общение развиваются все высшие психические функции ребенка. Само по себе общение – должно быть регулярным, а вот совместная деятельность в какой-либо сфере должна стать позитивным методом награждения ребенка.

Ласка как поощрение

Этим словом обозначается приятный для родителя и ребенка, теплый, эмоциональный и позитивно заряженный контакт с ребенком в вербальном и невербальном плане (например, тактильный контакт). Для малыша ласка выступает символом полного его принятия личности и поступков. Ласка способствуют становлению у ребенка:

  • Здравой самоуверенности
  • Ощущения безопасности, а как следствие – открытость новому
  • Позитивной самооценки
  • Самоуважения

Опять же важно, чтобы ласка не использовалась как единственный способ поощрения и только как «спасибо» за что-то. Важно, чтобы ребенок чувствовал любовь со стороны родителей при любых обстоятельствах, а ласка не была лишь следствием его достижений.

Материальное вознаграждение

В принципе, этот метод может давать позитивные результаты, но он не так прост, как кажется. Важно понимать, что подарочную систему не стоит связывать с директивным исполнением ребенком наставлений родителей. Схема, вроде «ты делаешь что-то, а за это я куплю тебе то-то», приводит к прагматизму со стороны ребенка, а исполнение требований и следование нормам будет не самоценностью, а лишь методом зарабатывания подарков. Другой подводный камень этого подхода: ребенок может попробовать терроризировать родителей, выдвигая свои требования. Как и ласку, ребенок не должен принимать подарки от родителей только как награду за что-то. Через них ребенку должна передаваться любовь и его безусловное принятие, а не «зарплата» за какой-то поступок. Похвала

Самый распространенный метод воздействия родителей на ребенка, но стоит признать, что не всякая похвала равноценна по своей значимости и не всегда она помогает ребенку позитивно сформировать свое Я. Похвала – это поощрение из двух компонент: слова родителей, направленные на ребенка, и смысл, который видит в них ребенок. И, как мы понимаем, вторая компонента в разы важнее для развития малыша.

Если похвала уместна, а более того – адекватна ситуации и поступку, то такой способ поощрения поможет ребенку сформировать свою собственную систему регуляции поведения, которая будет основана на общепринятых нормах и правилах.

Само высказывание, относящееся к похвале, должно включать подытоживание действий ребенка, а также значимость и то, как это повлияло на окружающих.

В случае неоправданной похвалы оценивается не поступок, а личность малыша, такая похвала никак не соотносится с реальными достижениями ребенка и не учитывает его возможностей.

То, по каким переменным взрослые оценивают деяние, ребенок усваивает очень рано, поэтому похвала необходима тогда, когда система оценки еще не сформирована. Если же у ребенка уже есть свой принцип оценки поступков, и он не совпадает с родительским, то похвала с их стороны может переживаться им как издевательство или насмешка. Во избежание этого важно, чтобы родители, хваля ребенка, максимально разворачивали и описывали поступок ребенка, вынося на первое место его позитивные эффекты.

А вот чрезмерная похвала может быть опасна. Постоянные нахваливания могут сформировать в ребенке ощущения своей зависимости от родителей: ведь они имеют право его хвалить. Это опасно тем, что могут формироваться:

  • Тревожность
  • Страх
  • Ощущение подчинения
  • Зависимая позиция
  • Ощущение манипулирования
  • У подростков – переживание неравноправия

Ребенок начинает бояться остаться без позитивного оценивания со стороны взрослого, теряет свою уверенность и боится браться за что-либо. В противном случае происходит обратное: ребенок считает себя королем мира, развивается комплекс «сверхполноценности».

Если же похвала не соотносится с представлениями малыша о самом себе, то он может прийти к выводу, что взрослые попросту не могут понять его. Большое количество похвалы приводит к реальной зависимости от оценки взрослого – уже не необходимой, а патологической.

Похвала в виде сравнения с кем-то может унизить ребенка. Подобный метод приводит к неадекватной конкуренции, завистливость и может даже негативно влиять на отношения с друзьями. Похвала по типу сравнения не лучший метод поощрения, так как в ней отрицается самоценность ребенка, его уникальность важно лишь его превосходство над кем-то. Более того, такой метод может крайне негативно повлиять на ребенка, если его оценка происходит в кругу сверстников, где его действиям дается другая, противоположная оценка.

Выводы

Важно, что наказания в жизни ребенка должны занимать меньше места, чем поощрения. Разве может их быть много? Просто родители должны так выстроить систему воспитания, чтобы поощрения были логичными во всей структуре. Поощрения должны оценивать поступки ребенка, но использоваться и не только как метод подкрепления того или иного действия. Через поощрения создается уникальная среда, в которой ребенок чувствует себя ценным и значимым, принимаемым родителями. В принципе, всем родителям знакомы эти методы работы с детьми, но психологически верно использует их достаточно небольшой круг лиц.

love-mother.ru

Наказание детей или поощрение для воспитания лучше?

Что в воспитании детей лучше работает: наказание или поощрение?

Казалось бы банальный вопрос, и любой родитель, пребывающий в благодушном настроении скажет: «Зачем же наказывать детей? Надо воздействовать словом, примером…» И будет, естественно, прав по всем канонам педагогики. Но тот же родитель на третьем часу препирательства с ребенком по пустяковому поводу или истерики дитяти на пустом месте, уже задумается над ответом.

Что такое наказание?

Наказание - это физическое, материальное или психологическое воздействие негативного характера на того, кто совершил проступок.

Зачем мы хотим наказать ребенка? Наверное, можно предположить, мы наказываем детей, что научить их что-то не делать. Хотим, чтобы они исправились и стали нам, родителям, беспрекословно подчиняться. Потому, как мы, АПРИОРИ, знаем лучше, у нас больше опыта, мы много прожили на свете лет. Впрочем, все это на виду и выскакивает из головы на автомате. А если задуматься?

Может, мы наказываем детей потому, что у нас уже не хватает терпения выдерживать их выходки? Что нас переполняет гнев? Что мы просто не знаем, как их воспитывать? И надавить авторитетом в любом виде, ремня или нотации, для нас единственный выход?

Защитники традиционного воспитания скажут: «Детей испокон веку наказывали и наказывали физически». Да, наказывали, но сказать, что это сильно меняло детей, заставляло их слушаться и с радостью подчиняться, не скажешь. Дети принимали наказание, затаивали злобу, взращивали в себе агрессию или, в худшем случае, ломались и «зарабатывали» психическую травму.

Что же на самом деле происходит с ребенком, когда его наказывают?

  • Одно неправильное поведение ребенка заменяется другим поведением, так же не правильным. Ребенок начинает скрывать свои поступки, лгать, изворачиваться.
  • В душе ребенка происходит острый конфликт между любовью к родителям и обидой, гневом на «вершителей его судьбы».
  • Наказание может стать суррогатом получения родительского внимания. Для ребенка всегда ЛУЧШЕ НЕГАТИВ, ЧЕМ ВООБЩЕ НИКАКОЙ РЕАКЦИИ на его поведение и поступки.
  • Привычка к наказанием вызывает у ребенка инфантильность реакций, он просто расплачивается за все прегрешения наказанием. Наказали, он расплатился и совесть чиста.

Итак, мы поняли, что наказание не «прокатывает». Точнее, результат получается вовсе не тот, ради которого старались. А что же вместо наказания может продемонстрировать продвинутый в вопросах воспитания родитель?

Альтернатива наказанию

  • Терпение. О, далеко не каждый родитель может похвастаться этой добродетелью. В ритмах нашего суматошного мира, гонки за миражами преуспевания, счастьем и блистательным будущим, мы забыванием, что жизнь идет именно СЕЙЧАС, дети получают уроки воспитания именно тут и теперь. И от нас зависит, чему он научится.
  • Неторопливость. Не стоит сразу же наказывать ребенка, сначала предупреждение, краткое разъяснение неправильности проступка и позиции родителя по этому поводу. Не исключено, что проступок больше не повторится и вы своей невыдержанностью не воспитаете «рецидивиста».
  • Переключение. Маленьких детей достаточно легко переключить на более интересное занятие.
  • Поощрение. Награда за хорошее поведение более эффективна, чем наказание. Всегда хочется повторить приятные моменты. И ребенок тут не является исключением.
  • Временное лишение привилегий. Вы разъясняли, предупреждали и теперь вы просто держите свое слово. Мысль о том, что сам ребенок может изменить ситуацию в любой момент делает дисциплинарное воздействие не таким тягостным.

Добиваясь послушания, не переусердствуйте, примерный ребенок - не значит счастливый ребенок.

Поощрение детей – очень эффективный способ воспитания, являющийся дополнительным стимулом для хорошего поведения. Вот почему необходимо использовать самые разные формы похвалы.

Но родителям следует осторожно подходить к поощрениям, поскольку их избыток может отрицательно сказаться на формировании детской личности. Как же правильно поощрять ребенка и за что хвалить не стоит?

Психологи уточняют, что захваливание детей зачастую приводит к появлению таких неприятных черт характера, как капризность, эгоизм, инфантильность. Некоторые мамы и папы не видят разницы между поощрением и материальной наградой, стремясь заручиться детским послушанием с помощью денег.

Следовательно, похвала может стать как полезным, так и вредным «инструментом» воспитания.

Овладеть же искусством поощрения вам помогут несколько простых правил, усвоив которые, вы сможете избежать множества воспитательных ошибок.

Чем можно поощрять ребенка?

На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?

  1. Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
  2. Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
  3. Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
  4. Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
  5. Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.

Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.

Родительские ошибки при поощрении детей

Мы уже говорили, что необдуманное применение похвалы способно навредить как самому ребенку, так и вашим отношениям с ним. Проверьте, не повторяете ли вы при общении с малышом следующие ошибки.

  1. Иногда дети ведут себя хорошо только в присутствии других людей, желая получить награду или произвести впечатление. Часто это происходит из-за чрезмерного захваливания родителями и бабушками: «Ты самый умный мальчик на свете!»
  2. Маленькие манипуляторы растут в тех семьях, в которых взрослые стараются «подкупить» детей различными наградами за любой хороший поступок. Ребенок поделился с младшей сестренкой машинкой? Взрослые покупают ему новую игрушку и т.д.
  3. Некоторые родители хвалят свое чадо, принижая при этом достоинства других детей. К примеру: «У тебя рисунок намного красивее, чем у Маши». Предпочтительнее сравнивать ребенка с самим собой, указывая на то, что с каждым достижением он становится умнее, хозяйственнее.

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Чтобы поощрения были искренними, уместными и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться.

  1. Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
  2. Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок». Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
  3. Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получить удовольствие от самого творчества или нового достижения. В этом случае родители могут озвучить чувства ребенка и поддержать тем самым стремление к познанию. «Я очень рада, что ты научился ездить на велосипеде. Ты выглядишь радостным и довольным своим успехом! Теперь мы будем кататься с тобой вместе в парке».

Конечно, в каждой семье есть свои собственные правила поощрения и похвалы. Главное, чтобы они помогали устанавливать хорошие взаимоотношения между домочадцами и не препятствовали воспитанию малыша.

Можно ли поощрять ребенка деньгами?

У метода денежного вознаграждения есть как сторонники, так и ярые противники. Последователи данного способа отмечают, что еженедельные выплаты за хорошие оценки или небольшие суммы за вымытую посуду дисциплинируют детей. Противники же считают, что ребенок, получающий деньги за хозяйственные дела, ориентируется только на внешний результат.

Многие психологи также негативно относятся к денежным вознаграждениям. Специалисты уверены, что домашние поручения дети должны выполнять бескорыстно. Если же вы хотите, чтобы ребенок научился распоряжаться деньгами, подождите, пока он подрастет. Младшему школьнику уже можно давать карманные деньги на мелкие расходы.

Опытные родители предлагают альтернативные способы награды за хорошее поведение. Если вам не нравится идея с денежным вознаграждением, найдите альтернативу деньгам.

Например, разноцветные бусины, яркие пуговицы станут отличной заменой монетам. Выработайте с ребенком систему оплаты, согласно которой мытье посуды будет соответствовать, к примеру, двум пуговицам.

В этом случае, дети должны суметь «заработать» за неделю на что-то весомое, чтобы у них была мотивация двигаться дальше. Поощрением может стать совместный поход в кинотеатр, цирк, посещение детского развлекательного центра.

Применять ли метод денежного вознаграждения, решать только родителям.

Не забывайте, что при выборе способа поощрения следует учитывать личные качества своего чада. И даже выбрав наилучший способ, используйте его очень осторожно, поскольку чрезмерное применение похвалы и наград может легко превратиться в родительскую обязанность.

Другая информация по теме


  • Синдром ранней детской нервности. Что это такое?

  • Нарушение внимания у детей с гиперактивностью

  • 10 лучших игр для преодоления детской агрессии

  • Растем уверенными!

Воспитание ребенка в основном происходит в семье. Родителей, близких родственников и особый домашний микроклимат не сможет заменить даже самая элитная школа с опытнейшими психологами. Дети это чувствуют, самой большой потерей для них является утрата родителей, поэтому действенными, но жесткими для непослушного ребенка являются угрозы быть помещенным в интернат на перевоспитание. Методы семейного воспитания – это сочетание поощрения и наказания, кнута и пряника.

Основными методами воспитания и влияния ребенка являются: убеждение, личный пример, поощрение и наказание. Важны не только методы воспитания, а то, как родители их используют на практике. Для одних родителей наказание – это шлепки по мягкому месту, а для других – лишение удовольствий. Можно лишить второго мобильного телефона, а можно — обычных карамелек. Процесс воспитания очень непрост, имеет уйму нюансов, с которыми ежедневно приходится сталкиваться.

Методами воспитания называют способы, с помощью которых проходит направленное педагогическое влияние на поведение, а также сознание ребенка. Способы воздействия несут отпечаток личности родителей, поэтому для каждого папы или мамы есть свои пределы влияния на своего ребенка. Рассмотрим детальнее основные пути воздействия на подрастающую личность.

Методы семейного воспитания – это способы воспитательных воздействий и взаимодействий родителей с детьми, направленные на развитие их сознания, чувств и воли, формирование опыта поведения, организацию жизнедеятельности детей.

Убеждение

Заключается в целенаправленном воздействии на психику с сознанием. Взрослые рассказывают, что хорошо, а что – плохо, приводят действенные доводы для объяснения своей позиции. Рассказы сопровождаются доступными для восприятия примерами, чтобы можно было понять суть без сложных фраз.

Если малыш не уважает хлеб, разбрасывает его по комнате, то его не бьют и не ругают. Ребенку просто спокойно рассказывают, что десятки людей потрудились над тем чтобы свежая булочка, оказалась у них дома на столе. Также подчеркивают, что папа и мама напряженно работали для того, чтобы купить хлеб. Поэтому неуважение к хлебу – это неуважение к родителям , а также к своей семье.

Поощрение и наказание: за и против

Следующие два приема являются наиболее обсуждаемыми, это две стороны одной медали, которую называют воспитанием. Остановимся подробнее на использовании тактики кнута с пряником в различных комбинациях.

Таблица 1:

Методы стимулирования поведения и деятельности
Поощрение (похвала, благодарность, признательность, одобрение положительного поступка, доброжелательный контакт глаз, физический контакт: поглаживание, обнимание, прижимание к груди, усаживание на колени, пожимание руки и др., поручение задания, подарки, материальное и денежное вознаграждение)
Наказание (замечание, предупреждение, отсроченная беседа, отсрочка исполнения обещанного, отмена исполнения обещанного, отказ выполнить просьбу, лишение привычных развлечений, постановка на время в угол, оставление на время в отдельной комнате, усаживание на время в кресло, на диван, на колени и др.)
Прощение
Соревнование (побуждение)

Читайте еще: Цели и задачи воспитания в семье

Поощрение

Это высочайшее искусство процесса воспитания, в зависимости от приемов и методики оно может как навредить, так и поспособствовать лучшему развитию.

  1. Преувеличенная похвала воспринимается как лесть, часто имеет противоположный эффект. Если дочка постаралась и хорошо убралась в комнате, то не стоит говорить: «Ты моя умница, я без тебя как без рук!». Просто отметьте, что в комнате был большой беспорядок, а сейчас жилище преобразилось, сияет чистотой. Комментарии должны быть построены таким образом, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях, почувствовал себя нужным. Иначе он может возгордиться собой или почувствовать заискивание и лесть.
  2. За естественные вещи хвалить не стоит – не нужно говорить, что малыш особенный и молодец, если он просто оделся и почистил зубы. А вот лучший результат по годовой контрольной по математике – это уже повод выразить свое восхищение успеваемостью чада.
  3. Нельзя обещать поощрение заранее – не стоит говорить, что за посаженное во дворе дерево вы купите чаду кроссовки или мяч. Это приведет к тому, что малыш не захочет делать что-то действительно полезное для семьи и общества просто так. Нужно воспитывать понимание, что далеко не за каждое полезное действие должна быть похвала. Вы обязательно поощрите чадо, если увидели реальную пользу от его действий. Но не делайте из учебы, хорошего поведения или помощи по дому рыночные отношения .
  4. Не усердствуйте при поощрении шоколадкой или конфеткой. Вы рискуете воспитать культ еды и избыточную массу тела. Особенно это касается дошкольников.

Наказание

Противники применения каких-либо наказаний вообще высказывают сомнения в необходимости подобного метода, но большинство родителей сходятся в пользе метода кнута в противовес прянику.

Наказывать нужно в любом случае, чтобы подрастающее поколение понимало границы дозволенного. Самое главное в наказании – чадо должно понять и уяснить свой проступок , иначе физические или духовные лишения совершенно не имеют никакого смысла.

Наказание – это не только кара и расплата за проступок, это предупреждение подобных действий в будущем. Например, дочка разбила вашу любимую вазу, вы накричали на нее и поставили в угол. Вы не только покарали за проступок, но и создали в ее сознании установку, что за каждое баловство в будущем, заканчивающееся порчей вещей, вы будете ставить проказницу в угол.

Читайте еще: Проблемы воспитания в семье

Наказание делится на две основные группы: физическое воздействия и запреты. С физическим воздействием не стоит перебарщивать , оно должно быть редким, только за очень серьезные проступки или непослушание. Максимум – это шлепки. С запретами можно действовать гибче – найти источник удовольствия для ребенка и регулировать его.

Есть основные правила, которых следует придерживаться при наказаниях:

  1. Продумайте наказание, сделайте его справедливым и ни в коем случае не нужно унижать достоинство ребенка. Критикуйте поступок, а не личность.
  2. Держите себя в руках, не придумывайте наказание сгоряча. Выберите такую меру наказания, чтобы оно соответствовало проступку.
  3. Не нужно глобально наказывать и все запрещать. Говорите, как про негатив, так и про позитив в поведении. Накажите за порванные шорты во время футбола, зато отметьте, что сын делает чистые подкаты на поле, соблюдает правила игры даже в грязном дворовом футболе.
  4. Если малыш заслужил поощрение, но не получил его, то наказание не должно отменить его. Всегда выполняйте свои обещания: купите ребенку смартфон за хорошую учебу даже тогда, если он разбил окно в соседском доме по случайности сразу после получения годовых отметок. Но потом придумайте наказание за окно.

Личный пример

Дети в своем большинстве копируют поведение родителей, это вполне нормально. Из такого копирования можно извлечь выгоду при воспитании – нужно просто вести себя так, как бы вы хотели, чтобы вели себя ваши дети.

В примере с уважением к хлебу вы должны сами уважать хлеб, ни в коем случае не показывать пренебрежения к этому продукту питания. Ваши дети обязательно оценят такое отношение, возможно, что не придется прибегать к наказаниям.

Будьте внимательны с этим методом воспитания , так как детишки перенимают не только положительные, но отрицательные стороны вашего поведения. Лучший вариант – это вести себя правильно, порядочно, по нормам общества в любых ситуациях. Только тогда вы по праву сможете требовать от ваших наследников вести себя подобающе.

Таблица 2:

Средства семейного воспитания Методы формирования сознания Методы формирования поведения и организации деятельности
Природа Беседа Приучение
Виды деятельности (игра, труд, общение) Разъяснение Упражнение
Предметы (игрушки, вещи, СМИ, средства коммуникации) Внушение (суггестия) Прямое требование (предупреждение, распоряжение, приказ)
Произведения материальной и духовной культуры (сооружения, произведения науки, литературы, искусства, общественная жизнь) Пример Косвенное требование (совет, просьба, доверие, одобрение, намек, пожелание, напоминание)
Обыгрывание
Переключение
Поручение


error: Контент защищен !!